Межличностные стили разрешения конфликтов.
сигнализирует о наличии или отсутствии интереса.
г. Физический контакт. Мы можем прикасаться друг к другу,
держаться, целоваться, обниматься. Пожатие руки, поцелуи и
похлопывание по спине, все это содержит информацию. Во многих
случаях они предвносят элемент интимности и чувства притяжения.
2. Динамические особенности.
а. Выражение лица. Улыбка, нахмуренное лицо, поднятые бро-
ви, зевота, наморщенные губы и усмешка также содержат в себе
информацию. Эти особенности изменяются в процессе взаимо-
действия и постоянно воспринимаются собеседником.
б. Жесты. Одними из самых заметных, но наименее понимаемых
реплик являются движения рукой. У большинства людей есть свои
конкретные движения, используемые в речевом процессе. Если не-
которые жесты (например, сжатый кулак) имеют универсальное
значение, то другие являются более индивидуальными.
в. Встречный взгляд (eye contact). Встречный взгляд имеет
большое значение в процессе взаимодействия. Он может выражать
эмоции, а также указывать на желание продолжать или прекратить
разговор.
Как показали исследования, положительные бессловесные ключи
интервьюируемого при принятии на работу человека прибавляли
ему в глазах интервьюера (1) привлекательности, (2) квалифика-
ции, (3) компетентности и удачливости и (4) общего положитель-
ного впечатления при рекомендации о найме. Таким образом, нам
необходимо исследовать и вербальное, и невербальное содержание
послания.
Выбор средства и течение сообщения (flow of the message).
Раз уж мы решили взаимодействовать, мы должны выбрать, будет
ли это одностороннее, или двухстороннее взаимодействие. Преи-
мущества и недостатки односторонней связи можно сформулировать
в схеме:
Формальность. Одностороннее сообщение может быть сформули-
ровано и представлено более формально. Оно выглядит более оф-
ициальным и деловым и поэтому должно быть важным.
Скорость. Односторонние сообщения обычно занимают меньше
времени, особенно когда один человек взаимодействует сразу со
многими людьми. Бывают ситуации, когда менеджеры проводят
двухчасовые совещания, когда двухстраничный документ мог бы
достичь той же цели.
Упрощение. Когда имеет место двух стороннее взаимодействие,
процесс становится гораздо более сложным. Не только человек,
который получает сообщение, должен осмыслить его, но и послав-
ший должен осмыслить ответ. Включаются людские нужды, чувства
и точки зрения. Одностороннее взаимодействие помогает избежать
этих сложностей.
Организация. Во многих случаях документ в письменной форме
бывает гораздо лучше спланирован, чем устный разговор или со-
вещание.
Эффективность. Если мы определим эффективность как соглаше-
ние между отправителем и получателем сообщения, то двусторон-
нее взаимодействие показывает здесь лучшие результаты. Про-
ясняются точки зрения и делаются необходимые поправки. И хотя
затрачивается больше времени, но достигается лучшее взаимопо-
нимание.
Таким образом, применение одностороннего взаимодействия ре-
комендуется тогда, когда невелика опасность быть неправильно
понятым и наоборот.
Эмпирические исследования показывают, что из таких способов
взаимодействия, как (1) письменное, (2) устное, (3) письмен-
ное, продолжаемое устным и (4) устное, продолжаемое письмен-
ным, лучшим оказалось последнее, особенно для (1) призыва к