Межличностные стили разрешения конфликтов.
немедленным действиям, (2) проведения по компании директивы
или приказа, (3) обсуждения важного политического изменения,
(4) исследования прогресса в деятельности, (5) похвалы заслу-
живающего внимания индивида и (6) проведения компании за безо-
пасность. Чисто письменное сообщение признано наиболее прием-
лемым для сообщения информации (1) требующей действий в буду-
щем и (2) общего характера. Заметим, что различие между уст-
но-письменным и письменно-устным взаимодействием заключается в
том, что в первом присутствует начальный элемент двухсторонне-
го взаимодействия, тогда как во втором - нет.
ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Теперь, когда
мы лучше понимаем элементы взаимодействия между людьми, нам
осталось ответить на еще один вопрос: что препятствует переда-
че сообщения от индивидуума А к индивидууму Б и нахождению ими
обоими общего мнения о его значении и важности.
Мы уже говорили, что порядка 80 процентов рабочего времени
у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Иссле-
дования показывают также, что около 50 процентов всей переда-
ваемой информации воспринимается неправильно. При этом возмож-
ны три различные ситуации: (1) информация никогда не достигает
Б будучи отправлена А, (2) информация искажается отправителем
или лицом, передающим ее и (3) получатель неправильно воспри-
нимает то, что ему передано.
Разрыв в коммуникационной цепи. Одним из факторов, могущих
усложнить процесс взаимодействия, является большой размер и
сложность организации, где на пути сообщения могут возникнуть
огромные препятствия (потерянная почта, выброшенные телефоног-
раммы).
Часть этой проблемы заключается в том, что в процессе гори-
зонтальной дифференциации и роста организации, ее подразделе-
ния все более обосабливаются друг от друга, занимаясь все бо-
лее специфической работой, это обособление принимает формы фи-
зического разделения, так что они оказываются в разных здани-
ях, городах, а иногда и странах. Таким образом исчезает воз-
можность личного общения и суживаются другие каналы взаимо-
действия.
Коммуникационные проблемы также тесно связаны с количеством
иерархических уровней в организации. Как уже упоминалось, при
передаче информации через уровни, на каждом из них она подвер-
гается пересмотру и коррекции. При этом могут возникать раз-
личного рода искажения, когда, например, важная информация
признается неважной и выбрасывается.
Заметим, что"фильтрация" информации происходит как на пути
вверх по уровням, так и на пути вниз, при этом фильтрация мо-
жет быть либо намеренной, либо ненамеренной. Ненамеренная
фильтрация имеет место тогда, когда кусочки информации уничто-
жаются без ведома того, кто эту информацию передает. Намерен-
ная фильтрация, напротив, возникает при полной осведомленности
передающего.
Искажения отправителем. Даже когда информация, посланная А
успешно достигает Б, остается возможность того, что эта инфор-
мация искажена. Это искажение может быть вызвано не только
фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем. Су-
ществуют две причины этого.
Во-первых, мы представляем себе мир более неподвижным и
конкретным, чем он на самом деле является. В мире много неоп-
ределенностей и двусмысленностей. Поэтому при передаче инфор-
мации мы иногда преувеличиваем значение конкретных факторов и