Межличностные стили разрешения конфликтов.
взаимодействия в организациях. Эти мотивы рассматривались с
точки зрения организации, группы и отдельного человека. Общая
модель взаимодействия в организации относится к тому, что при-
нято называть коммуникационной сетью. Важно понимать, что ком-
муникационная сеть - это не тоже самое, что формальная струк-
тура организации. Коммуникационная сеть организации определя-
ет, кто и с кем взаимодействует. Формальная структура органи-
зации, с другой стороны, определяет разделение ответственности
и уровни власти. Таким образом, формальная структура организа-
ции предоставляет только часть информации о том, как происхо-
дят процессы взаимодействия в организации и, в частности, не
объясняет внутриуровневое взаимодействие. Поэтому необходимы
дополнительные исследования.
Если по результатам исследований мы составим некую схему
взаимодействия внутри организации, то можно заметить некоторые
интересные особенности. Во-первых, взаимодействие идет гораздо
интенсивнее внутри подразделений, нежели между ними. Во-вто-
рых, во всех подразделениях это взаимодействие проходит
по-разному. В некоторых подразделениях все индивидуумы иниции-
руют и принимают взаимодействие, тогда как в некоторых сущест-
вуют люди, ни инициирующие, ни принимающие взаимодействия
(изолированные) или те, через кого, напротив, проходит практи-
чески вся информация ("привратники"); ими обычно являются на-
чальники подразделений, хотя не только они.
Особенно интересными были исследования в НИОКР лаборатори-
ях, которые являются менее формализованными, чем другие части
организации и, следовательно, в которых неформальные коммуни-
кационные сети оказывают особенно сильное влияние на произво-
дительность. Было обнаружено, что работники, отличавшиеся са-
мой высокой коммуникационной активностью, являлись также самы-
ми производительными работниками. При этом, правда, остается
невыясненным, была ли высокая коммуникационная активность при-
чиной или следствием высокой производительности. Еще один от-
меченный исследователями факт заключается в том, что очень
большая часть взаимодействия происходила между сотрудниками не
одного и того же, а разных подразделений, но входящих в состав
одной и той же организации.
Определяющие факторы коммуникационных сетей. Как было заме-
чено ранее, формальная структура организации оказывает решаю-
щее влияние на взаимодействие между организационными подразде-
лениями и разными иерархическими уровнями. Степень централиза-
ции также оказывает влияние на характер коммуникаций. В более
централизованных организациях характерна высокая степень вер-
тикальных коммуникаций, тогда как в менее централизованных
преобладают горизонтальные. На характер коммуникаций оказывает
влияние выполняемое задание путем распределения внутри группы
ролей, связанных с его выполнением. Коммуникации внутри группы
идут тем интенсивнее, чем сплоченнее группа, а статус каждого
ее члена определяет его место в коммуникационном процессе та-
ким образом, что член с наивысшим статусом участвует в нем в
наибольшей степени, а член с самым низшим статусом - в наи-
меньшей. Наконец чисто физическое взаимное расположение работ-
ников (например, близость их кабинетов) оказывает влияние на
интенсивность общения. Было замечено, что открытые оффисы (с
невысокими перегородками вместо стен) снижают уровень общения.