Межличностные стили разрешения конфликтов.
ращался с ним Джим?
4. Как бы вы действовали в этой ситуации - прямо с самого
начала?
КОММУНИКАЦИИ.
Можно с полным основанием заявить, что большая часть того,
что мы наблюдаем в организациях, является коммуникациями. По
оценкам, менеджеры проводят в различного рода совещаниях, пе-
реговорах и пр. от 70 до 80 процентов времени. Коммуникации -
это гораздо более сложное явление, чем просто процесс получе-
ния информации.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ МОТИВЫ. Люди общаются друг с другом в ор-
ганизациях по разным причинам. Мы можем быть заинтересованы в
приобретении какой-то технической информации или же мы можем
хотеть знать, разделяют ли окружающие наше мнение по како-
му-либо вопросу. Иногда мы просто хотим с кем-то поделиться
своим опытом. Различные мотивы такого взаимодействия с окружа-
ющими могут быть рассмотрены с разных точек зрения: организа-
ционной, групповой и индивидуальной.
Взаимодействия с организационной точки зрения. Одна из мо-
тивирующих причин взаимодействия в организации - это стремле-
ние к достижению целей организации. Мы уже ввели термин "тре-
бования задания", предъявляемые к поведению людей для успешно-
го выполнения ими того или иного задания. К этим требованиям
можно добавить и взаимодействие. При этом, чем сложнее зада-
ние, тем выше требования к взаимодействию. Эти требования мо-
гут быть исследования с точки зрения направления потока инфор-
мации.
Взаимодействие сверху - вниз (downward communication). Вза-
имодействием сверху - вниз называется взаимодействие6 критерии
которого вырабатываются в верхних управленческих уровнях орга-
низации и потом "спускаются" на более низкие уровни. Главная
мотивирующая причина такого взаимодействия состоит в управле-
нии и направлении поведения на более низких уровнях. Катз
(Katz) и Кан (Kahn, 1978) определили такие пять типов взаимо-
действия сверху - вниз:
1. Рабочая инструкция. Директива о том, что и как должно
быть сделано.
2. Рабочее объяснение (job rationale). Информация, направ-
ленная на понимание задания и его увязку с остальными задания-
ми.
3. Процедуры и практика. Информация о регулировании, поли-
тике и вознаграждениях.
4. Обратная связь в производстве. Информация о том,
насколько хорошо индивидуум, группа или организация справля-
ются со своими обязанностями.
5. Установление (indoctrination) целей. Информация идеоло-
гического характера для внушения ощущения миссии.
Многие сообщения сверху - вниз проходят через несколько ие-
рархических слоев. При прохождении через каждый слой происхо-
дят две вещи: (1) содержание сообщения становится более специ-
фическим и (2) оно может быть искажено.
Взаимодействие снизу - вверх. Взаимодействием снизу - вверх
называется взаимодействие, возникающее на нижних уровнях орга-
низации и "идущее" на более высокие уровни. Это взаимодействие
является лучшим механизмом обратной связи, позволяющим верхним
слоям оценивать эффективность (1) их сообщений сверху - вниз и
(2) функционирование в целом организации "под ними". Хотя вза-
имодействие снизу - вверх выглядит как спутник взаимодействия
сверху - вниз, на практике с ним возникают определенные слож-
ности. Например, люди не любят сообщать что-либо "наверх", не
зная, как это сообщение будет воспринято.