Межличностные стили разрешения конфликтов.
тия уменьшающие вероятность повторения определенного стиля по-
ведения), ведя себя тем или иным образом. Обучение на чужих
ошибках происходит тогда, когда человек наблюдает за поощрени-
ями или наказаниями других людей, ведших себя так или иначе.
Для поощрения в группе существует масса способов. Во-первых,
вас могут похвалить. Во-вторых, вас могут подключить к некото-
рым видам общественных занятий (social activities) и функций.
В-третьих, о вас могут рассказать остальным, как вы хорошо ра-
ботаете. Не меньшим количеством способов вас могут и наказать.
Наказание может принять форму взгляда, едкого (snide) коммен-
тария, или сердитого публичного обвинения. Индивидуум может
быть подвергнут остракизму или оставлен в одиночестве. Первое,
что случается, когда появляется индивидуум, не желающий идти
"в ногу" с остальными, это попытка убедить отклонившегося
(deviant) в том, что его (ее) поведение ошибочно. Окружающие
будут пытаться изменить его мнение по предмету путем возросше-
го общения. Взаимодействие будет все более частым, более пря-
мым и более явным с ходом времени. Чем яснее и важнее норма,
чем сплоченнее группа, тем сильнее будет давление. В конце
концов, отклонившийся должен будет изменить поведение или быть
отвергнутым группой. Если все-таки произойдет отторжение, то
может произойти ряд интересных вещей. Хотя отклонившийся и от-
торгается группой, он, тем не менее, может быть все еще нужен
группе для выполнения ее задания. Если его некем заменить, то
по отношению к нему вырабатывается некое соглашение, по кото-
рому с ним поддерживаются рабочие отношения, то он бывает иск-
лючен изо всех остальных видов деятельности группы.
Приверженность нормам. Помимо того, что группы заставляют
подчиняться своим требованиям, важно отметить, что члены груп-
пы и безо всякого принуждения подчиняются ее большинству. В
проводившихся Соломоном Эшем (Solomon Asch, 1955) эксперимен-
тах было выявлено, что большинству группы удается подчинить
себе мнение отдельного индивидуума, даже в том случае, когда
мнение большинства является заведомо неверным. Приверженность
нормам во многом зависит от таких факторов, как характеристики
задания, характеристики группы и характеристики индивидуальных
членов группы, поведение которых является предметом изучения.
Характеристики задания. Когда исследуемое поведение зависит
от задания, то на приверженность нормам может оказать сущест-
венное влияния двусмысленность задания. Исследования показали,
что уровень приверженности будет тем выше, чем двусмысленнее
задание, или же, для случая проблемных заданий, она будет выше
для тех проблем, для которых нет "правильного" решения.
Характеристики группы. Один из важнейших результатов иссле-
дований Эша заключался в том, что единодушие группы тесно свя-
зано с тем, насколько проявляется приверженность нормам. В
частности, индивидуумы бывают меньше привержены групповому
консенсусу, когда этот консенсус не поддерживается всеми чле-
нами группы.
Размер группы также оказывает влияние на приверженность
нормам. В основном, с увеличением размера группы, растет и
приверженность ее нормам. Однако каждый дополнительный член
группы предвносит в нее все меньшую дополнительную привержен-
ность, то есть мы можем говорить об уменьшающейся предельной
приверженности групповым нормам.