Межличностные стили разрешения конфликтов.
свойств норм. Первое из них заключается в том, что нормы, в
основном, включают в себя элемент долженствования, то есть
описания того, как кто-то "должен" себя вести. Во-вторых, нор-
мы являются более очевидными и более легко распознаваемыми
людьми, что является очень важным для группы. В-третьих, нормы
приводятся в жизнь самой группой. Многие виды рабочего поведе-
ния устанавливаются и контролируются самой организацией, тогда
как номы регулируются внутри групп. В-четвертых, существует
большой разброс в принятости норм группой и в степени, в кото-
рой считается допустимым отклоняющееся от норм поведение.
Структура норм. Приведенное выше последнее свойство норм
требует дополнительных пояснений. Важно отметить, что сущест-
вует некоторый разброс в нормах (то есть нормы задают не точ-
ные параметры поведения, а лишь диапазон допустимых значений).
Второй аспект заключается в том, что разные нормы (например,
время прихода на работу и время самой работы) имеют неодинако-
вую важность для членов группы.
Этот метод анализа групп привел к раскрытию структуры об-
щественных норм. В частности, он дает возможность узнать о
том, (1) что группа считает наиболее самым подходящим поведе-
нием, (2) какой существует допустимый разброс в поведении, (3)
какое существует отношение к спецодежде и (4) степень согласия
или консенсуса, существующая между членами группы.
Как нормы развиваются. Нормы чаще всего развиваются медлен-
но и в течение длительного промежутка времени, хотя некоторые
могут утвердиться довольно быстро. Фельдман (Feldman, 1984)
предположил, что нормы развиваются одним или другим из четырех
следующих способов. Первый способ - это развитие через явные
утверждения, делаемые членами группы. Нормы также могут возни-
кать в результате каких-либо критических событий в истории
группы. Третий путь для развития норм по Фельдману - это пер-
венство. Первенство заключается в том, что первый шаблон, воз-
никший в поведении группы часто становится нормой. Наконец,
нормы могут переноситься из прошлых ситуаций. Например, груп-
па, переведенная из одного отдела в другой сохраняет свои ста-
рые нормы, даже если теперь их стало труднее соблюдать.
Почему нормы проводятся в жизнь. Как мы предположили ранее,
нормы проводит в жизнь группа, а не организация. И представля-
ется маловероятным, что группа будет проводить в жизнь ка-
кие-то нормы, если эти нормы не полезны в чем-то для ее чле-
нов. Нормы также могут быть вводимы, если они упрощают или де-
лают более предсказуемым поведение, возникающее в группе. Еще
одна область, где нормы будут весьма кстати, это помощь группе
в избежании стесняющих или дискомфортных межличностных проб-
лем. И наконец, нормы могут пригодиться и поэтому внедряются в
жизнь, если они выражают центральные ценности группы и выявля-
ют характерные черты группы.
Как нормы проводятся в жизнь. Функции, выполняемые группой
помогают понять, почему группа внедряет их в жизнь, но они не
дают никакой информации о том, как это делается. В основном,
нормы заучиваются членами группы и принимаются всей группой
через процесс инструментального обучения и обучения на чужих
ошибках. Инструментальное обучение возникает тогда когда чело-
век получает поощрения (события, увеличивающие вероятность
повторения определенного стиля поведения) или наказания (собы-