Межличностные стили разрешения конфликтов.
Боковое взаимодействие. Боковое взаимодействие, известное
также как горизонтальное взаимодействие, возникает между инди-
видуумами на одном и том же организационном уровне. С органи-
зационной точки зрения причины такого взаимодействия относятся
к выполнению задания. Оно предоставляет возможности для коор-
динации действий, которая особенно необходима людям, тесно
сотрудничающим друг с другом.
Внешнее (external) взаимодействие. Внешним взаимодействием
называется взаимодействие, которое либо возникает внутри орга-
низации и распространяется за ее пределы (наружное (outward)
взаимодействие), либо, наоборот, приходит в организацию извне
(внутреннее (inward) взаимодействие). Внешнее взаимодействие
является совершенно необходимым для нормального функционирова-
ния организации, поскольку организация должна поставлять в ок-
ружающий мир информацию о себе (напр., о своих продуктах или
услугах) и должна получать из внешнего мира информацию о воз-
можностях рынка, потребительском спросе, доступных материалах
и покупательском удовлетворении. Одним из наиболее важных ви-
дов внешнего взаимодействия является взаимодействие с членами
ролевых наборов, не входящими в организацию, и изменение, в
соответствии с их мнением поведения исполнителей ролей. Верно
и обратное, т.е. воздействие членов организационных наборов,
находящихся в организации на исполнителей ролей вне ее. Таким
образом, внешнее взаимодействие может воздействовать не только
на взаимоотношения организации с окружающей средой, но и на
внутреннее функционирование организации.
Коммуникации с точки зрения группы. Как мы уже видели, с
организационной точки зрения, основным стимулом для взаимо-
действия является стремление к выполнению задания. С групповой
точки зрения, наоборот, основной стимул - это достижение груп-
повых целей. Эти цели могут частично совпадать, а могут и не
совпадать с формальными целями организации. Группа достигает
своих целей, оказывая влияние на своих членов с целью заста-
вить их вести себя определенным образом. Когда член группы де-
монстрирует отклоняющееся поведение, взаимодействие между ним
и остальными членами группы возрастает чрезвычайно. Группа пы-
тается заставить его изменить свое поведение. Если индивидуум
подчинится, может последовать словесное поощрение. Если же он
будет упорствовать, реакция группы будет карательной. Если и
после этого индивидуум не смирится, то он будет изгнан из
группы, так что все виды взаимодействия, кроме имеющих не-
посредственное отношение к работе, будут прекращены.
Коммуникации с индивидуальной точки зрения. То, что группа
может использовать возможность взаимодействия как поощрение
для индивидуума, и, наоборот, наказывать его лишением этой
возможности, говорит о том, что взаимодействие представляет
определенную ценность для индивидуума. Таким образом, кроме
организационных и групповых, возникают еще и специфически лич-
ностные мотивы для взаимодействия. Существует несколько таких
мотивов.
Оказание влияния. Одним из мотивов для взаимодействия инди-
видуума как с группой, так и с организацией в целом, является
возможность оказывать влияние на других с для достижения цели.
В процессе взаимодействия, индивидуум может попытаться изме-
нить чьи-либо убеждения, точки зрения, поведение, таким обра-
зом, чтобы они помогли ему достичь некоторых личных целей.