Стратегия обеспечения Информационной Безопасности предприятия
Деятельность любой организации в наше время связана с получением и передачей информации [1]. Информация является сейчас стратегически важным товаром. Потеря информационных ресурсов или завладение секретной информацией конкурентами, как правило, наносит предприятию значительный ущерб и даже может привести к банкротству [1].
За последние 20 лет информационные технологии (ИТ) проникли во все сферы управления и ведения бизнеса [3]. Сам же бизнес из реального мира, давно переходит в мир виртуальный, а поэтому весьма зависим от вирусных, хакерских и прочих атак. По данным Института Компьютерной Безопасности общий ущерб, который нанесли компьютерные вирусы за последние 5 лет, оценивается как минимум
в 54 млрд. долларов, а по данным сайта SecurityLab.ru только за последние десять дней февраля (2004 год) вирусы "съели" астрономическую сумму - около 50 миллиардов долларов. После начала эпидемии MyDoom Министерство национальной безопасности США вообще прировняла вирусные эпидемии к терроризму. Разработчики ПО быстро реагируют на атаки, но постфактум, а не заранее. Пока не существует средств защиты от глобальных эпидемий вирусов.
Первые преступления с использованием компьютерной техники появились в России в 1991 г., когда были похищены 125,5 тыс. долларов США во Внешэкономбанке СССР. В 2003 году в России было возбуждено 1602 уголовных дела по ст.272 («Неправомерный доступ к компьютерной информации») и 165 ("Причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием") УК РФ [8].
С 1999 года появилась ещё одна проблема информационной безопасности (ИБ) – Спам. Это анонимная массовая непрошеная рассылка. Сейчас около 30% всех электронных писем являются спамом. Наводнение спама приводит к ежегодным убыткам, оцененным до 20 миллиардов долларов. Спам в пределах одной компании, приводит к убыткам от 600 до 1000 долларов ежегодно, из расчета на одного пользователя.[2] "Спам – это архиважная проблема, грозящая свести на нет большую часть преимуществ электронной почты", – пишет Билл Гейтс в одном из своих регулярных e-mail-обращений к заказчикам.
Также широко распространяется сейчас промышленный шпионаж – устройство стоимостью всего 10$, в случае его удачного размещения, может привести фирму к банкротству. В последнее время участились взломы компьютерных сетей (например несанкционированный доступ (НСД) к информации, обрабатываемой на ПЭВМ) [1].
В наше время злоумышленники могут получить доступ не только к открытой информации, но и к информации, содержащей государственную (в 2003 году ФСБ пресечено более 900 попыток проникновения в информационные ресурсы органов государственной власти России [5]) и коммерческую тайну.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в сегодняшней ситуации предприятия должны иметь стратегию ИБ, которая должна основываться на комплексном подходе, осуществлять контроль всех параметров ИБ и иметь подготовку к будущему.
Цель данной работы рассмотреть стратегию ИБ предприятия в виде системы эффективных политик, которые определяли бы эффективный и достаточный набор требований безопасности.
Задачи – определить факторы эффективности ПБ, описать схему разработки и внедрения ПБ, описать жизненный цикл ПБ, раскрыть вопрос создания благоприятной среды, в которой будет внедрятся ПБ.
- Что такое стратегия информационной безопасности и её цели
- Факторы, определяющие эффективность политики безопасности
- Рекомендации по разработке и внедрению эффективных политик
- Создание благоприятной среды
- Жизненный цикл политики безопасности
- Пример неудачной политики
- Пример управленческой политики организации