Что такое стратегия информационной безопасности и её цели
Проанализировав достаточно большое количество литературы, я не нашел четкого определения ИБ, поэтому сформулировал своё – информационная безопасность это комплекс мер по обеспечению безопасности информационных активов предприятия. Самое главное в этом определении это то, что ИБ можно обеспечить только в случае комплексного подхода. Разрешение каких-то отдельных вопросов (технических или организационных) не решит проблему ИБ в целом, а вот как раз этого главного принципа большинство сегодняшних руководителей не понимают и вследствие чего являются жертвами злоумышленников.
Стратегия – средство достижения желаемых результатов. Комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления её конкурентных позиций [9]. То есть стратегию информационной безопасности (СИБ) нужно определять с учетом быстрого реагирования на новые угрозы и возможности.
Среди целей ИБ главными можно выделить следующие:
Конфиденциальность – обеспечение информацией только тех людей, которые уполномочены для получения такого доступа. Хранение и просмотр ценной информации только теми людьми, кто по своим служебным обязанностям и полномочиям предназначен для этого.
Целостность – поддержание целостности ценной и секретной информации означает, что она защищена от неправомочной модификации. Существуют множество типов информации, которые имеют ценность только тогда, когда мы можем гарантировать, что они правильные. Главная цель информационной политики безопасности должна гарантировать, что информация не была повреждена, разрушена или изменена любым способом.
Пригодность – обеспечение того, чтобы информация и информационные системы были доступны и готовы к эксплуатации всегда, как только они потребовались. В этом случае, основная цель информационной политики безопасности должна быть гарантия, что информация всегда доступна и поддерживается в пригодном состоянии.
Разработка и внедрение эффективных политик информационной безопасности
Не секрет, что дела с обеспечением ИБ в большинстве российских компаний обстоят не лучшим образом. Общение со специалистами и результаты статистических исследований только укрепляют это мнение. Большинство организаций регулярно терпят убытки, связанные с нарушением ИБ, не способны оценить ущерб или хотя бы обнаружить многие из этих нарушений. Тем более не идет речь о реализации в современных российских организациях полноценной процедуры управления рисками ИБ. Большинство специалистов-практиков даже не берутся за эту "непосильную" задачу, предпочитая руководствоваться при решении проблем ИБ исключительно собственным опытом и интуицией. Убытки от нарушений ИБ могут выражаться в утечке конфиденциальной информации, потере рабочего времени на восстановление данных, ликвидацию последствий вирусных атак и т.п. Убытки могут также выражаться и вполне конкретными "круглыми суммами", например, когда речь идет о мошенничестве в финансовой сфере с использованием компьютерных систем.
Политики безопасности (ПБ) лежат в основе организационных мер защиты информации. От их эффективности в наибольшей степени зависит успешность любых мероприятий по обеспечению ИБ. Часто приходится сталкиваться с неоднозначностью понимания термина "политика безопасности". В современной практике обеспечения ИБ термин "политика безопасности" может употребляться как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле, ПБ определяется как система документированных управленческих решений по обеспечению ИБ организации. В узком смысле под ПБ обычно понимают локальный нормативный документ, определяющий требования безопасности, систему мер, либо порядок действий, а также ответственность сотрудников организации и механизмы контроля для определенной области обеспечения ИБ. Примерами таких документов могут служить "Политика управления паролями", "Политика управления доступом к ресурсам корпоративной сети", "Политика обеспечения ИБ при взаимодействии с сетью Интернет" и т.п. Использование нескольких специализированных нормативных документов обычно является предпочтительней создания "Общего руководства по обеспечению ИБ организации". Например, в компании Cisco Systems, Inc. стараются, чтобы размер ПБ не превышал 2 страниц. В редких случаях размер ПБ может достигать 4-5 страниц. Содержательная часть типовой русскоязычной ПБ обычно не превышает 7 страниц. Этот подход, однако, не противоречит и созданию объемных Руководств, Положений и Концепций по обеспечению ИБ, содержащих ссылки на множество специализированных ПБ и увязывающих их в единую систему организационных мер по защите информации.