Пример неудачной политики
Для того чтобы продемонстрировать, каким образом неэффективные политики безопасности, либо их отсутствие, делают систему обеспечения ИБ неработоспособной, начнем с рассмотрения простых примеров неудачных (неэффективных) ПБ. На этих примерах мы увидим, что неудачные ПБ (не соответствующие критериям эффективности), приводят к снижению производительности труда пользователей информационной системы (ИС) и, создавая иллюзию "ложной защищенности", только ухудшают общее положение дел с обеспечением ИБ в организации.
Кража оборудования
Производитель электроники приобрел очень дорогостоящее тестовое оборудование для использования в производстве. Отдел безопасности решил, что для обеспечения сохранности этого оборудования необходимо ограничить доступ к нему всего несколькими сотрудниками. На входе в помещение с оборудованием были установлены дорогостоящие электронные замки со смарт-картами. Только старшему менеджеру были выданы ключи от этого помещения. Для выполнения своих обязанностей, помимо старшего менеджера, доступ в помещение с оборудованием был необходим еще 10 сотрудникам, которые не имели собственных ключей и сопровождались в это помещение старшим менеджером.
Первоначально требования данной политики добросовестно выполнялись. Однако вскоре менеджеру надоело выполнять функции по сопровождению сотрудников. Производительность труда снизилась из-за того, что менеджер периодически оказывался недоступен, а кроме него некому было открывать помещение. Отдел безопасности отказался удовлетворить просьбу менеджера о выдаче дополнительных ключей. В итоге была достигнута неформальная договоренность о том, что ключи будут оставляться в ящике стола. Последствия не заставили себя долго ждать .
Однажды, когда менеджер и его сотрудники были на собрании, оборудование было похищено. Ключа тоже найти не удалось. Отдел безопасности предпринял расследование, которое, однако, успехом не увенчалось. После чего решался вопрос о наказании менеджера, ответственного за хранение ключа.
Просуммируем результаты внедрения данной политики:
· Было потеряно дорогостоящее оборудование
· У менеджеров и сотрудников организации сложилось крайне негативное отношение к любым мерам и политикам обеспечения безопасности
· Ворам удалось избежать ответственности
· Дорогостоящие меры защиты не принесли положительного результата
· Данная ПБ потерпела неудачу, потому что она была неудобной для сотрудников организации, и требования этой политики было легко обойти
Разработчики данной политики не учли ее влияние на производительность труда. Этой ошибки можно было бы избежать, если бы они вовлекли в процесс ее разработки сотрудников организации.
Отдел безопасности также не заметил (или не пожелал заметить) тот факт, что требования данной ПБ не соответствовали бизнес-процессам организации. Наличие внутреннего контроля над внедрением данной ПБ позволил бы выявить это противоречие и разработать более эффективную политику [6].