Жизненный цикл политики безопасности
Разработка ПБ – длительный и трудоемкий процесс, требующего высокого профессионализма, отличного знания нормативной базы в области ИБ и, помимо всего прочего, писательского таланта. Этот процесс обычно занимает многие месяцы и не всегда завершается успешно. Координатором этого процесса является специалист, на которого руководство организации возлагает ответственность за обеспечение ИБ. Эта ответственность обычно концентрируется на руководителе Отдела информационной безопасности, Главном офицере по информационной безопасности (CISO), Главном офицере безопасности (CSO), ИТ-директоре (CIO), либо на руководителе Отдела внутреннего аудита. Этот специалист координирует деятельность рабочей группы по разработке и внедрению ПБ на протяжении всего жизненного цикла, который состоит из пяти последовательных этапов, описанных ниже.
1. Первоначальный аудит безопасности
Аудит безопасности – это процесс, с которого начинаются любые планомерные действия по обеспечению ИБ в организации. Он включает в себя проведение обследования, идентификацию угроз безопасности, ресурсов, нуждающихся в защите и оценку рисков. В ходе аудита производится анализ текущего состояния ИБ, выявляются существующие уязвимости, наиболее критичные области функционирования и наиболее чувствительные к угрозам ИБ бизнес процессы.
2. Разработка
Аудит безопасности позволяет собрать и обобщить сведения, необходимые для разработки ПБ. На основании результатов аудита определяются основные условия, требования и базовая система мер по обеспечению ИБ в организации, позволяющих уменьшить риски до приемлемой величины, которые оформляются в виде согласованных в рамках рабочей группы решений и утверждаются руководством организации.
Разработка ПБ с нуля не всегда является хорошей идеей. Во многих случаях можно воспользоваться существующими наработками, ограничившись адаптацией типового комплекта ПБ к специфическим условиям своей организации. Этот путь позволяет сэкономить многие месяцы работы и повысить качество разрабатываемых документов. Кроме того, он является единственно приемлемым в случае отсутствия в организации собственных ресурсов для квалифицированной разработки ПБ.
3. Внедрение
С наибольшими трудностями приходится сталкиваться на этапе внедрения ПБ, которое, как правило, связано с необходимостью решения технических, организационных и дисциплинарных проблем. Часть пользователей могут сознательно, либо бессознательно сопротивляться введению новых правил поведения, которым теперь необходимо следовать, а также программно-технических механизмов защиты информации, в той или иной степени неизбежно ограничивающих их свободный доступ к информации. Администраторов ИС может раздражать необходимость выполнения требований ПБ, усложняющих задачи администрирования. Помимо этого могут возникать и чисто технические проблемы, связанные, например, с отсутствием в используемом ПО функциональности, необходимой для реализации отдельных положений ПБ.
На этапе внедрения необходимо не просто довести содержание ПБ до сведения всех сотрудников организации, но также провести обучение и дать необходимые разъяснения сомневающимся, которые пытаются обойти новые правила и продолжать работать по старому.
Чтобы внедрение завершилось успешно, должна быть создана проектная группа по внедрению ПБ, действующая по согласованному плану в соответствии с установленными сроками выполнения работ.
4. Аудит и контроль
Соблюдение положений ПБ должно являться обязательным для всех сотрудников организации и должно непрерывно контролироваться.
Проведение планового аудита безопасности является одним из основных методов контроля работоспособности ПБ, позволяющего оценить эффективность внедрения. Результаты аудита могут служить основанием для пересмотра некоторых положений ПБ и внесение в них необходимых корректировок.
5. Пересмотр и корректировка
Первая версия ПБ обычно не в полной мере отвечает потребностям организации, однако понимание этого приходит с опытом. Скорее всего, после наблюдения за процессом внедрения ПБ и оценки эффективности ее применения потребуется осуществить ряд доработок. В дополнение к этому, используемые технологии и организация бизнес процессов непрерывно изменяются, что приводит к необходимости корректировать существующие подходы к обеспечению ИБ. В большинстве случаев ежегодный пересмотр ПБ является нормой, которая устанавливается самой политикой [6].