Основные субъекты соц системы.
Нижняя граница гос. вмешательства определяется 2-мя обстоятельствами:
- важность и значимость для общества обществ. отношений;
- возм-ть саморегуляции.
Мех-мы и аппарат гос-ва.
В гос. аппарат входят:
- законодательные орг.;
- исполнительные орг. (осущ-т гос. упр-е: правит-во, мин-ва, ведомства);
- судебные орг. (осущ. правосудие и решают споры);
- надзорные орг. (прокуратура, фин-тамож. контроль, инспекции).
В узком смысле гос. мех-м или мех-м гос-ва можно представить как совокупность или систему органов гос-ва, кот. осущ. гос. функции. В широком смысле сог. Мех-м – совокупность всех гос. органов и организаций, осщ-щие функции гос-ва. Сюда входят и те стр-ры, кот. осущ-т функции гос-ва, но не обладают властными полномочиями (вооруженные силы, гос. П, тюрьмы).
Принципы орг-ции и д-ти гос. аппарата.
1. Общие
(относятся как к гос. аппарату, так и к гос-ву в целом):
- политические (демократизм, гласность, признание чел-ка высшей ценностью…)
- правовые (верховенство закона, приоритетность прав и закон-х интересов граждан…)
- идеологические (нравственность, справедливость, учет обществ. мнения…)
2. Специальные
/ организационные(относятся только к аппарату гос-ва):
- разделение властей;
- компетентность (экономичность, ответственность в пределах компетентности, сочетание коллегиальности и единоначалия).
Орган гос-ва
– это элемент гос. аппарата (орг-ция, учреждение), кот. осущ-т опред. часть гос. функций и наделенный властными полномочиями.
К гос. органам относятся:
- мин-ва;
- ведомства;
- местное самоуправление;
- суды.
Признаки органа гос-ва:
1) орг. единство (наличие опред. стр-ры);
2) состоит из гос. служащих;
3) пользуется частью гос. имущества, кот. нах. в операт. гос. пользовании;
4) нах. на бюджетном финансир-и;
5) обладает опред. полномочиями или компетенцией. В пределах этой компетенции, это подразделение м. издавать акты, обязательные для исполнения.
Эф-ть гос. упр-я – степень достижения целей гос-ва при осущ-ии упр-я с учетом произведенных затрат. Эф-ть гос. упр-я очень сложная.
Особенности объекта соц. упр-я.
Кризис упр-я усугубляется (объясняется) противоречием м\у О и С упр-я.
О упр-я выступают:
§ общественные отношения;
§ обществ. процессы;
§ соц. организации;
§ соц. ресурсы (в т.ч. сам чел-к).
Для эф-го функционирования системы необх-мо осветить проблемы, происходящие в О упр-я, на изменение которого направлены действия С упр-я. В центре этого воздействия стоит не чел-к, а постоянно измен-ся отношения, в рез-те кот. происх. разл. события и явления во времени и пространстве. Эти отношения хар-ся опред. последовательностью, имеют причины возник-я этапы развития.
Связи м\у событиями и явлениями м.б.:
- устойчивыми;
- неустойчивыми;
- закономерными;
- случайными.
Когда связь м\у событиями и явлениями выражает опред. тенденции к сохранению или изменению положения людей в обществе, то такая связь м.б. охарактеризована как обществ. процесс (то, что выражает опред. тенденцию).
Классификация общественных процессов:
1.
По формам общественной жизни:
- экономическая;
- соц-я;
- политическая;
- духовно-культурная;
- личностная.
2.
По общественному содержания.
3.
По хар-ру осуществления:
- массовые;
- системные;
- эпизодические.
4.
По уровню участие людей в решении общественных вопросов (активность граждан):
- низкий;
- средний;
- высокий.
5.
По направленности действий:
- конструктивными (на развитие обществен. связей);
- деструктивные антисоц-е).
6.
По ур-ню орг-ции общества:
- внутренние (внутриличностные, внутригрупповые);
- внешние (межличностные, межгрупповые).
7.
По содержанию и длительности.
Ресурс
– запасы, средства, используемые при необходимости.
= предельное значение какого-то средства.
Соц. рес-сы
– запасы творческой энергии личности, любой вид д-ти – творчество.