Основные субъекты соц системы.
Власть
– вз\связь, в процессе кот. люди в силу разных причин (соц., матер., инф.,…) добровольно (осознано) или по принуждению признают верховенство воли других, а также нормативн. установлений и в соответ. с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи гос. упр-е хоз. делами хар-ся только ему присущими свойствами. Гос. воздействие:
властное, политическое, кот. имеет в основе правовую обусловленность. А в реализации силу гос. аппарата, обладающего ср-вами принуждения.
Гос-во
будучи сложным обществ. явлением и выступает как
субъект упр-я придает
упр-юобщественными делами свойство системности. Только при помощи гос-ва в общ-ве возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, а следовательно и рациональности и эф-ти упр-я.
Гос-во реализует
своеполит. воздействие
посредством законодательства устанавливая общие типовые правили (нормы) поведения людей во всех сферах обществ. жизни. Обеспечение их соблюдения осущ. не только силой власти, но и др. мех-ми регул-я: эк-кими, ценностными, нравственными, нормативными. Их роль по мере развития гос-ва повышается.
Эф-ть гос. упр-я зависитот таких факторов, кач-во соц. связи общ-ва и гос-ва. Любая страна нуждается в сильном гос-ве, поскольку от этого зависит нац. и личная безопасность граждан. В наст. время сильным гос-вом явл. правовое демократическое гос-во
. Если этого не происходит, то гос-во отрывается от общ-ва. В наст. время КАС разрушена, а новая система не создана. Поэтому действие гл. субъекта упр-я не редко носит спонтанный хар-р. Управляемость обществ. процессом снизилась. Происходит отчуждение граждан от власти.
Пути устранения противоречия м\у обществом и гос-вом
: поставить д-ть Гос-ва под эф-ный соц. контроль общества на основе расширения демократии народа, развитии народного самоупр-я.
Формы реализации власти народа:
1) непосредственно через местное самоупр-е;
2) через органы гос власти.
В наст. время власть не подконтрольна обществу и она приобрела искаженный хар-р, т.е. сосредоточилась преимущественно в исполнительных органах власти.
Чтобы изменить сущ-щее у нас положение вещей надо построить пирамиду власти
: сделать власть ответ-й за распоряжение и общественными делами, а не владельцем собст-ти граждан, их судеб. В этом случае гос-во из работодателя и наемника превратится в ассоциацию совладельцев собственности и рез-в труда. Развитие демократии народного самоупр-я не ослабляет центрального власть, оно разгружает ее от несвойственных функций и позволяет сосредоточиться на реш-и современ. вопросов отправления (реализ.) властных полномочий, разработка стратегии развития общ-ва, опред-е политич. курса, нахождение места гос-ва в геополит. пространстве, усиление информ.-аналитической р-ты, что способствовало бы нац. и личной безопасности граждан. Мировой опыт показ-т, что делегируя опред. функции гражданам на разных ур-нях упр-я позволяет сбалансировать интересы как отд. людей, так и больших соц. групп, наций, народностей, Достижения такого баланса интересов явл. искусством соврем. политич. системы. Это будет залогом прочности гос-ва. Реш-щим эл-том в балансе интересов были и остаются отношение собственности. Они явл. основой эк. жизни общ-ва, кот. и защищает гос-во. В нашей стране провозглашен курс на многообразие форм собст-ти, но мех-м пока не работает. На смену монополии гос. собст-ти приходит другая монополия – частная. Такое явление противоречит логике развития нашего гос-ва и мировым тенденциям. Как преодолеть тенденцию монополизации собст-ти и власти. Сделать собст-ть разнообразной по форме собст-ти: владение, распоряжение, пользование, а власть сделать публичной (принадлежащей гражданам). Путь здесь один – формир-е гражданского общ-ва, кот. контролирует гос-во.
Пределы возможности вмешательства гос-ва в обществ. отношения:
1. Законы природы.
2. Законы общественного развития в т.ч. и экономического.
3. Не возможность гос. влияния определяется уровнем духовной, правовой, нравствен. культурой населения.
4. Возможность власти ограничены существованием прав чел-ка.