Структура капитала торгового предприятия и источники его формирования
6. Состояние конъюнктуры финансового рынка
. В зависимости от этого состояния возрастает или снижается стоимость привлечения заемного капитала, что влияет на объемы его использования торговым предприятием.
7. Отношение заимодателей к торговому предприятию
. Несмотря на высокий уровень кредитоспособности торгового предприятия, т.е. его возможности своевременно рассчитываться по своим финансовым обязательствам, заимодатели в оценке деятельности предприятия могут руководствоваться иными критериями, формирующими отрицательный его имидж в предпринимательской среде. Это окажет соответствующее влияние на возможность привлечения торговым предприятием заемного капитала.
8. Финансовый менталитет владельцев и менеджеров предприятия
. Этот менталитет проявляется в их отношении к допустимым уровням хозяйственных рисков, в данном случае к рискам, связанным с финансовой устойчивостью и платежеспособностью торгового предприятия-. Чем приемлемее для них возможность высокого уровня рисков для достижения более высоких размеров прибыли, тем большую долю заемного капитала они могут использовать в процессе хозяйственной деятельности и наоборот.
В процессе развития торгового предприятия возникает потребность в приросте используемого капитала, который , обеспечивается формированием финансовых ресурсов за счет различных источников. С учетом рассмотренной структуры капитала различают источники формирования собственных финансовых ресурсов предприятия и источники привлечения его заемных средств (рис. 10).
Рис. 10. Состав источников формирования финансовых структур ресурсов торгового предприятия.
Источники формирования собственных финансовых ресурсов
торгового предприятия подразделяются на внешние и внутренние.
В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению дополнительного паевого (путем дополнительных взносов в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии акций) капитала. Для отдельных торговых предприятий одним из внешних источников : может являться предоставленная ему безвозмездная финансовая помощь. В число прочих внешних источников входят бесплатно полученные материальные и нематериальные активы, включаемые в состав баланса торгового предприятия.
В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия (она формирует преимущественную часть всех собственных его финансовых ресурсов). Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления (особенно на предприятиях торговли с высокой стоимостью собственных основных средств и нематериальных активов). В число прочих внутренних источников входят суммы дооценки основных средств, нематериальных активов, запасов товаров и других материальных ценностей, а также некоторые другие источники, не играющие заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов.
Источники привлечения заемных средств
торгового предприятия также подразделяются на внешние и внутренние.
В составе внешних источников привлечения заемных средств основная роль принадлежит финансовому и товарному кредитам, предоставленным торговому предприятию. Первый из них включает предоставление денежных средств на определенный срок под установленные проценты (банковский кредит, налоговой кредит, денежный кредит других субъектов предпринимательской деятельности и т.п.). Второй из них заключается в поставке товаров торговому предприятию на условиях отсрочки платежа за них. В число прочих внешних источников входят выпуск облигаций предприятия; предоставленные на беспроцентной основе средства государственных и негосударственных программ и фондов и некоторые другие.
В составе внутренних источников привлечения заемных средств главное место занимает на предприятии прирост так называемых «устойчивых пассивов». Этот прирост заемных средств состоит из прироста задолженности по оплате труда (если предусмотрено увеличение фонда оплаты труда в плановом периоде); прироста задолженности по расчетам с бюджетом (если в связи с намечаемым ростом объема хозяйственной деятельности планируется увеличение суммы налоговых платежей); прироста задолженности по страхованию (если в плановом периоде возрастает стоимость имущества торгового предприятия, подлежащего обязательному страхованию) и некоторых других видов внутренней задолженности предприятия. Механизм образования устойчивых пассивов основан на том, что начисление соответствующих средств осуществляется ежедневно, а выплаты этих средств - с определенной (установленной) периодичностью.
С учетом изложенного, содержание основных функций торгового менеджмента по управлению капиталом состоит в следующем (рис. 11).