Структура капитала торгового предприятия и источники его формирования
1. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала, принимаются учредителями или менеджерами торгового предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.
2. Высокой отдачей по критерию нормы прибыли на вложенный капитал, так как в этом случае не требуется уплата ссудного процента (процента за кредит).
3. Снижением риска финансовой устойчивости и банкротства предприятия.
Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки:
1. Ограниченный объем привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения торговой деятельности при благоприятной конъюнктуре потребительского рынка.
2. Неиспользуемая возможность прироста рентабельности собственного капитала за счет эксплуатации заемного капитала.
Таким образом, торговле предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития и возможности прироста прибыли на вложенный капитал (в связи с невозможностью расширения хозяйственной деятельности за счет использования заемного капитала).
Заемный капитал
характеризуется следующими положительными особенностями:
1. Достаточно широкими возможностями привлечения (особенно при наличии гарантии или залога).
2. Увеличением финансового потенциала предприятия при необходимости существенного возрастания объема хозяйственной деятельности.
3. Возможностью увеличивать прирост рентабельности собственного капитала за счет обеспечения расширения хозяйственной деятельности.
В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:
1. Сложность привлечения, так как оно зависит от решений других хозяйствующих субъектов (кредиторов), которые при определенном имидже и финансовом положении торгового предприятия вообще могут отказать в выдаче кредита.
2. Необходимость предоставления в ряде случаев (в случаях серьезных займов) соответствующих сторонних гарантий (страховых компаний, других хозяйствующих субъектов) или залога. При этом гарантии предоставляются, как правило, на платной основе и сопровождаются обычно требованием проведения аудита хозяйственной деятельности и финансового состояния торгового предприятия.
3. Снижение уровня рентабельности активов, так как прибыль предприятия уменьшается на сумму выплачиваемых процентов за кредит.
4. Снижение уровня финансовой устойчивости предприятия, а соответственно возрастание риска его банкротства.
Таким образом, торговое предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий потенциал своего развития и возможности прироста рентабельности собственного капитала, однако снижает свою финансовую устойчивость.
С формированием капитала торгового предприятия связано понятие его финансовой структуры. Финансовая структура капитала представляет собой соотношение собственного и заемного капитала, используемого торговым предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности.
Показатель финансовой структуры капитала определяет многие аспекты хозяйственной деятельности торгового предприятия и существенным образом влияет на ее результаты. Он оказывает влияние на уровень рентабельности активов и собственного капитала, уровень издержек обращения, уровень финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, уровень хозяйственных рисков и в конечном счете - на эффективность торгового менеджмент та в целом. Поэтому, формированию оптимальной структуры капитала на каждом торговом предприятии должно быть уделено серьезное внимание.
На формирование финансовой структуры капитала торгового предприятия оказывают влияние многие факторы. К основным из этих факторов относятся:
1. Стабильность реализации товаров
. Чем выше коэффициент равномерности осуществления реализации товаров на протяжении года, тем выше и безопасней становится использование заемного капитала.
2. Структура активов предприятия
. Чем более безопасна с позиций заимодателя структура активов торгового предприятия (их ликвидность, соотношение основного и оборотного капиталов, доля чистых активов и т.п.), тем большими возможностями привлечения и использования заемного капитала оно обладает.
3. Темпы развития предприятия
. Растущие торговые предприятия, находящиеся на ранних стадиях своего жизненного цикла, имеющие высокий уровень конкурентоспособности на своем сегменте потребительского рынка и в рамках освоенной рыночной ниши, могут привлекать для финансирования активов большую долю заемного капитала.
4. Уровень рентабельности товарооборота и активов
. При высоких показателях рентабельности торговой деятельности предприятие имеет возможность капитализировать большую часть своей прибыли, снижая тем самым потребность в заемном капитале.
5. Уровень налогообложения прибыли
. Так как выплата процентов за используемый кредит (относимая на издержки обращения) снижает сумму балансовой прибыли, то при высоком уровне ее налогообложения более эффективным становится использование заемного капитала.