Изучение стратегических альтернатив.
Знание прошлых стратегий. Часто сознательно или бессознательно руководство находится под воздействием прошлых стратегических альтернатив, выбранных фирмой.
Реакция на владельцев. Часто владельцы акций ограничивают гибкость руководства при выборе конкретной стратегии.
Фактор времени. Фактор времени при принятии решения может способствовать успеху или неудаче организации. Реализация даже хорошей идеи в неудачный момент может привести к развалу организации.
Планирование международной деятельности.
Когда организация осуществляет свою деятельность на международных рынках, функция планирования приобретает дополнительную степень сложности, ведь руководство должно проводить анализ возможностей и опасностей внутри своей страны, но также делать анализ каждой из стран, где предполагается вести работу.
Факторы анализа зависят от общей стратегии фирмы. Спрос на продукцию и стратегии конкурентов являются основными факторами для направления международной деятельности, связанной с отечественным производством и зарубежным сбытом. Если заводы расположены за рубежом, то факторы внешней среды включают уровень квалификации рабочих, уровень заработной платы, отношение правительства к иностранной собственности, законы о труде и налогообложении, доступ к сырья и материалам, расходы на транспортировку готовой продукции.
Глобальный подход подразумевает движение к более стандартизированной продукции и сосредоточение на её маркетинге. Решения относительно размещения предприятий, источников снабжения и финансирования, а также проникновения на рынок могут определяться контрмерами, нацеленными на противодействие глобальным конкурентам. Наличные доходы из одной части света могут быть использованы для субсидирования проникновения на другие рынки. Могут предприниматься поиски возможностей участия в совместных предприятиях, чтобы получить доступ к “ноу-хау” и новым технологиям, которые позже можно использовать на предприятиях, являющихся полной собственностью одной стороны.
По словам профессора Арвинда Фатака, “планирование международной деятельности связано с оценкой многонациональной внешней среды, определением будущих мировых возможностей и опасностей, формулировкой глобальных целей и стратегии предприятия в свете оценки внешних условий и внутреннего обследования сильных и слабых сторон предприятия. Планирование международной деятельности включает формулирование краткосрочных и долгосрочных целей и задач, распределение ресурсов—людей, капиталов, технологии, информации—в международном плане для достижения глобальных целей предприятия”*.
Так как осуществление предпринимательской деятельности на международных рынках может воздействовать на все функции компании, необходим широкий подход к формулированию международных целей.
В таблице приводится перечень методов, составленный Полом и Тейлором, применение которых в планировании поможет улучшить управление.
Обеспечить лучший учёт и контроль результатов деятельности, увязать вознаграждение с результатами работы. |
Внедрить больше программ формального планирования и потребовать осуществления планирования на уровне подразделений. |
Объединить стратегические планы с оперативными и финансовыми. |
Больше думать и сосредотачиваться на стратегических вопросах. |
Получить большее понимание и подготовку в области стратегического планирования |
Повысить уровень участия и обязательности высшего руководства |
Повысить внимание к конкуренции, сегментам рынка и внешним факторам |
Усовершенствовать систему передачи информации от главной штаб-квартиры фирмы к подразделениям |
Обеспечить возможность лучшего выполнения планов |
Больше реализма, меньше раздумий и колебаний |
Разработать лучшие стратегии |
Установить более совершенные цели и информировать о них |
Обращать меньше внимания на голые цифры |