Прогнозирование производства
Восприятия потребителей — это те представления, которые они имеют в настоящее время о продуктах фирмы и ее конкурентов.
Желания потребителей относятся к параметрам продукции, которые покупатели хотели бы видеть в будущем у планируемых к выпуску товаров в соответствии с их идеальными представлениями.
Конкурентное положение продукции определяется тем, как потребители воспринимают фирму относительно ее конкурентов.
В основе долгосрочного прогнозирования конкурентоспособной продукции в современном производстве лежит концепция жизненного цикла продукта, которая описывает стратегию маркетинга, процессы производства и распределения продукции, механизм взаимосвязи издержек и доходов, систему взаимодействия потребителей и конкурентов с момента поступления товара на рынок и до его снятия с производства. В условиях рынка этот показатель заметно возрастает в стратегическом планировании.
Во-первых, период жизни товара стал сейчас несколько короче, чем был раньше.
Во-вторых, новая продукция требует растущих инвестиций.
В-третьих, изучение жизненного цикла продукции позволяет предвидеть возможные изменения во вкусах потребителей, росте конкуренции, снижении продаж и соответственно приспосабливать к ним план-прогноз производства продукции.
В-четвертых, создается возможность проанализировать товарный
ассортимент по всем этапам жизненного цикла, а также сбалансирование
планировать выпуск новых, развивающихся и освоенных товаров.
В процессе прогнозирования производства новой конкурентоспособной продукции концепция жизненного цикла может применяться как при выборе вида товара (станок), его типа (токарный), так и модели или торговой марки (расточной станок фирмы «Салитон»). При планировании необходимо различать в каждом цикле несколько этапов
жизни товаров: внедрение, рост, зрелость, спад.
На этапе внедрения создается рынок для нового товара. Темп роста продаж зависит от новизны, качества, конкурентоспособности, цены продукции и многих других ее показателей, определяющих желание покупателей приобрести данный товар. На этом этапе обычно возникают большие издержки производства, и доля прибыли получается незначительной или даже бывает отрицательной. В зависимости от вида продукции и выбора потребительского рынка устанавливается товара. Фирма может начинать продажу товара как с высокой престижной, так и низкой массовой цены товара. Продвижение товара рынок должно быть информативным и, желательно, с небольшими рекламными издержками.
На стадии роста расширяется сбыт товара и возрастает прибыль от его продажи. Осуществляются необходимые модификации базовой модели продукта, разрабатывается планируемый диапазон цен, используется массовая реклама.
На этапе зрелости сохраняются отличительные преимущества и стабилизируется объем продаж. В конце этой стадии происходит насыщение рынка данным товаром, возрастает конкуренция и снижается спрос. В результате сокращается как общая, так и удельная прибыль. На рынке имеется полная ассортиментная группа продукции разными уровнями цен. Продвижение товара на рынок усложняется и приобретает крайне конкурентный характер.
На этапе спада снижается количество продаж товаров и величина доходов. Сокращается объем производства данного товара, а затем вообще прекращается выпуск этой продукции.
В зависимости от продолжительности тех или иных этапов, уровня конкуренции, объема продаж, массы прибыли и многих друг факторов следует различать несколько видов кривых жизненного цикла товаров.
Традиционная кривая включает четыре отчетливых периода жизни продукта: введение, рост, зрелость и снятие с производства.
Классическая кривая описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом в течение длительного периода времени.
Кривая увлечения описывает быстрый взлет спроса на товар и соответствующее падение его популярности.
Сезонная кривая имеет место, когда товар хорошо продается в течение определенных периодов времени.
Кривая возобновления описывает товар, который после падения спроса вновь получил популярность.
Кривая провала характеризует продукт, какой вообще не имел успеха.
Как подтверждает опыт зарубежных фирм, применение данных видов и этапов жизненного цикла продукции может служить основой долгосрочного планирования. Кривые достаточно наглядно показывают, что при падении спроса на один вид продукции предприятие должно заблаговременно запланировать выпуск другого вида конкурентоспособного товара. Однако эти кривые не могут с определенной точностью предсказать, когда закончится одна стадия и начнется следующая, как долго она продлится и какого уровня продаж и дохода сможет достичь предприятие. Поэтому долгосрочное прогнозирование конкурентной продукции должно быть дополнено на каждом предприятии краткосрочным планированием. Для этого может быть использована матрица «Бостон консалтинг групп» — БКГ (рис. 3.3).