Изучение факторов внешней среды
Анализ внешней среды - необходимый процесс, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста фирмы или угрозы для нее.
Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Клиенты
Страховая компания "Пирамида" до недавних пор была известна на рынке Приморского края как компания, работающая преимущественно с физическими лицами. В конце февраля 2002 г. в компании образован отдел по работе с юридическими лицами.
"Пирамида" изначально ставила перед собой стратегическую задачу развития рынка именно физических лиц и преуспела в этом. Четверть всего российского страхового рынка - физические лица, остальное - юридические. В ближайшее время страховой рынок будет быстрее развиваться именно за счет роста сектора страхования населения, и благодаря завоеванным позициям вместе с ним будет расти и "Пирамида". Однако и рынок юридических лиц будет занимать значительную долю всего рынка. Вот за этот рынок и придется побороться, ведь в планах компании занять лидирующие позиции в этом секторе рынка.
В компании «Пирамида» есть VIP-клиенты. Это люди, которые доверяют компании и являются ее преданными клиентами на протяжении ряда лет. Им страховая компания выдает сертификат на пожизненную 5%-ю скидку на любые виды страхования.
Политико-правовой фактор
В июне 2003 г. САО «Пирамида» была включена в Российский Союз Автостраховщиков, после чего компания подготовила и направила пакет документов в департамент страхового надзора Министерства Финансов для получения лицензии на ОСАГО. И уже 21 ноября 2003 года компания «Пирамида» получила лицензию.
Несовершенство закона об ОСАГО осознают все, но очень многие забывают о его социальной значимости для России, о том, что он нацелен, в первую очередь, на защиту человека. Проблема безопасности на дорогах сейчас волнует практически все страны мира. Общепризнанно, что автомобиль является средством повышенной опасности, и его владельцы обязаны гарантировать возмещение в случае причинения вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. А страховая выплата в 240 тыс. руб., установленная законом, - это реальные гарантии.
К этому стоит добавить, что закон об ОСАГО был разработан и принят по инициативе государства, а не по желанию страховщиков, как ошибочно считают некоторые. Страховщики только выполняют возложенные на них законом обязательства.
РСА приступил к формированию фондов, из которых с 1 июля 2004 года потерпевшим будут выплачиваться компенсации в случаях, если виновник аварии скрылся с места ДТП или неизвестен, если у виновника происшествия не застрахована гражданская ответственность, а также в ситуациях, когда страховая компания стала банкротом.
Что касается финансов, то компании пришлось увеличить уставный капитал и теперь она готова к новым требованиям страхового законодательства – после ввода в действие соответствующего закона минимальный уставный капитал, который необходимо иметь, чтобы работать в страховой сфере, составит 30 млн. руб.
Конкуренты
Приморский край выделяется на общероссийском фоне огромным количеством личных автомобилей. Страна считается развитой, если в ней на тысячу жителей приходится 350 автомобилей. Сегодня на 700 тысяч жителей Владивостока зарегистрировано 530 тысяч легковых автомобилей! Большая их часть, правда, - подержанные иномарки. Автомобиль превратился из роскоши в обыкновенное средство передвижения: разнокалиберные японские Toyota, Nissan, Honda и Subaru есть практически в каждой владивостокской семье. Огромное количество автомобилей на дорогах края, естественно, сопровождается большим количеством ДТП, которым в немалой степени способствуют плохое качество дорог и неподготовленность городской инфраструктуры. Кроме страховых рисков, связанных с ДТП, в регионе весьма высоки и другие традиционные для автострахования риски. Достаточно высокие показатели по угоняемости машин определяются приграничным характером региона. Близость края к Китаю и прочные торговые отношения с ним способствуют тому, что жители края часто бывают за границей. Тысячи автомобилей, ежедневно пересекающих границу в направлении КНР, безусловно, также нуждаются в страховой защите.