Варианты дальнейшего использования имущества предприятия.
В самом начале экономических реформ еще в 1991 году приказом Российского государственного концерна по производству текстильной продукции было ликвидировано государственное предприятие Михайловская фабрика нетканых материалов. Для того, чтобы сохранить производство, рабочие места, трудовой коллектив, комитет по управлению государственным имуществом Рязанской области принял на себя обязанности арендодателя государственного имущества и передал имущество в аренду трудовому коллективу фабрики. Затем на основании Указа Президента России от 14 октября 1992 года №1230 создал общество с ограниченной ответственностью «Михайловская фабрика нетканых материалов», с которым договор аренды и был перезаключен.
В соответствии с договором аренды ООО «Михайловская фабрика нетканых материалов» обязалось использовать государственное имущество по назначению, сохранять его в рабочем состоянии и своевременно платить арендную плату.
На протяжении всего этого периода фабрика систематически нарушала договор аренды в части внесения арендной платы. За весь период аренды оплачено менее 3% начисленной арендной платы, да и то по взаимозачету, а не «живыми» деньгами, чем был нанесен урон областному бюджету.
Традиционно фабрика выпускала нетканые материалы – такие, как настилы для одеял и одеяла, ватин прошивной и иглопробивной, матрацы, подушки и др.
Оставшись без сырьевой базы Узбекистана и Таджикистана из-за разрушившихся хозяйственных связей, фабрика испытывала большие финансовые трудности, необходимо было выработать новые экономические и организационные методы работы.
На совещаниях в комитете по управлению государственным имуществом руководство фабрики неоднократно давало доверие, что найдут пути вывода фабрики из сложного финансового положения, в том числе за счет удешевления сырьевой базы – используя переработку утильсырья, увеличения рынка сбыта, повышение эффективности используемых площадей путем приобретения и установки оборудования для переработки хлопкосодержащего утильсырья в сырьевую смесь и ряд других мер.
Было сделано немало: из вторичного сырья выпускался ватин для пошива одежды военнослужащих, сельхозработников, работников Севера.
Однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы решить проблему финансовой устойчивости фабрики.
Комитет неоднократно переносил сроки взыскания задолженности по арендной плате на более поздний срок. Дважды обращались с иском в арбитражный суд, и дважды арбитражный суд выносил решение о взыскании задолженности по арендной плате, но и решения суда до настоящего времени так и не исполнены.
Проанализировав всю финансово-хозяйственную деятельность фабрики, можно предложить следующие варианты дальнейшего использования имущества:
- создание областного государственного унитарного предприятия;
- передача в аренду другому арендатору;
- передача в муниципальную собственность Михайловского района;
- создание на базе имущественного комплекса акционерного общества со 100% участием области;
- продажа на конкурсе с инвестиционными и социальными условиями.
Но, учитывая необходимость сохранения рабочих мест, на фабрике трудятся порядка 200 человек, наиболее приемлемым решением вопроса дальнейшего использования имущественного комплекса будет создание на его базе акционерного общества со 100% государственной собственностью с возможностью последующей продажи 75% акций на торгах с инвестиционными условиями.