Антикризисное управление предприятием.
2) задержки с предоставлением бухгалтерской отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях либо о низком уровне квалификации персонала;
3) изменение в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушение определенной их пропорциональности;
4) увеличение задолженности организации поставщикам и кредиторам;
5) уменьшение доходов организации и падение прибыльности, обесценивание акций организации, установление нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию;
6) внеочередные проверки организации, ограничение коммерческой деятельности организации органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.
Одним из показателей состояния организации является ее устойчивость.
Устойчивость организации (Z) американские экономисты рекомендуют определять по обобщенному показателю.
Z = 1,2Х1 + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + 1,0Х5,
где: Х1 - показатель эффективности рабочего капитала;
Х2 - показатель эффективности накопленного капитала;
Х3 - рентабельность производства;
Х4 - показатель задолженности;
Х5 - показатель эффективности активов.
Х1 = ,
где: Оср - оборотные средства;
Окр - краткосрочные обязательства;
А - общие активы.
Х2 = ,
где: К нак - накопленный капитал (остаток прошлых лет).
Х3 = ,
где: П бал - балансовая прибыль.
Х4 = ,
где: К - капитал фирмы (основные фонды плюс нематериальные активы);
Д - общий долг фирмы.
Х5 = ,
где V - общий объем продаж.
Перечисленные показатели одновременно могут служить показателями эффективности функционирования фирмы.
Показатель устойчивости фирмы позволял американским экономистам выявлять до 90% корпораций - потенциальных банкротов за год до банкротства, до 70% - за 2 года и 50% - за 5 лет до банкротства. Если Z > 3, то фирма устойчивая, меньше 1,8 - неустойчивая.
Поскольку в условиях жесткой конкуренции требуется качественно прогнозировать свое будущее, то представляется, что предложенная система показателей сможет помочь менеджерам и инвесторам найти твердый руль финансового корабля.
Основные фазы кризисного процесса могут быть представлены в следующей последовательности:
1) Стратегический кризис, обусловленный низким качеством стратегического менеджмента 2-3 и более лет тому назад;
2) Тактический кризис, обусловленный низким качеством тактического маркетинга и производственного менеджмента;
3) Кризис недостаточной обеспеченности организации ресурсами, кредитами и т.д.;
4) Неплатежеспособность организации, ее убыточность;
5) Реструктуризация организации;
6) Банкротство и ликвидация организации.
Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного управления организации является проведение структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с потребностями рынка. Эта цель реализуется после решения следующих задач:
- предотвращение банкротств организаций и их социальных последствий;
- оказание государственной финансовой поддержки организаций для проведения санадионных мероприятий;
- выявление неперспективных и не обладающих реальными возможностями для восстановления платежеспособности организаций и их ликвидация;