Анализ эффективности деятельности предприятия.
Данный коэффициент показывает предел “общей прибыли”, т.е. долю валовой прибыли, приходящуюся на 1 ден. ед. продаж (реализованной продукции). Он позволяет определить величину чистой прибыли, которая остается после вычета из стоимости реализованной продукции, расходов на выплату налогов и процентов за кредит, покрытие операционных расходов. Определив данный показатель, можно легко найти долю себестоимости продукции, приходящуюся на 1 ден. ед. продаж. Коэффициент валовой прибыли отражает взаимодействие нескольких факторов, таких как цена, объем производства и стоимости. Его повышение может являться следствием снижения себестоимости продукции, либо свидетельствовать о благоприятной конъюнктуре рынка.
Прибыль на операционные расходы - отношение операционной прибыли к объему продаж (в процентах):
Пор =
Это показатель величины операционных расходов, приходящихся на 1 ден. ед. продаж.
Прибыль на продажи - отношение чистой прибыли к объему продаж:
Пп =
Данный коэффициент показывает величину чистого дохода, полученного предприятием на 1 ден. ед. реализованной продукции.
4. Показатели эффективности использования активов.
Данную группу коэффициентов часто называют коэффициентами эффективности, так как они служат измерителями уровня эффективности использования активов, которые имеет предприятие. К ним относятся следующие коэффициенты.
Оборачиваемость материальных запасов - отношение объема продаж к величине материальных запасов, или число оборотов, совершаемых материальными запасами в год:
Омз =
Высокое значение этого показателя считается признаком финансового благополучие, так как хорошая оборачиваемость обеспечивает увеличение объемов продаж и способствует получению более высоких доходов. Если этот коэффициент значительно превышает среднеотраслевые нормы (от 4 до 8), ситуация должна быть подвергнута тщательному анализу, так как это может означать наличие риска, связанного с нехваткой запасов, следствием которого будет снижение объема продаж. Слишком высокая оборачиваемость может являться признаком недостатка свободных денежных средств и служить сигналом о возможной неплатежеспособности предприятия. Для получения более точного результата в знаменателе данной формулы часто используют среднюю величину товарных запасов за рассматриваемый период.
Некоторые финансовые аналитики предпочитают использовать в числителе формулы показатель себестоимости продаж вместо показателя объема продаж. Резон такого подхода состоит в том, что себестоимость продаж и уровень запасов измеряются в оптовых ценах (т.е. не включает продажных и налоговых надбавок и наценок, в то время как объем продаж содержит их). При таком подходе приведенная формула будет иметь следующий вид:
Омз =
Коэффициент эффективности использования текущих активов - отношение объема продаж к оборотному капиталу (текущим активам)(в процентах):
Эта =
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. текущих активов.
Коэффициент эффективности использования чистого оборотного капитала - отношение объема продаж к чистому оборотному капиталу (текущие активы минус текущие обязательства) (в процентах):
Эчок =
Данный коэффициент показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. чистого оборотного капитала.
Коэффициент эффективности использования основных средств - отношение объема продаж к стоимости недвижимого имущества показывает, сколько денежных единиц продукции реализовано на 1 ден. ед. основных средств (в процентах):
Эос =
Величина данного коэффициента может составлять от 100 до 700% и зависит от капиталоемкости производства.
Коэффициент эффективности использования общих активов - отношение объема продаж к общим активам предприятия (в процентах):
Эоа =
Чем выше значение последних двух коэффициентов, тем более интенсивно, а следовательно, и эффективно используются производственное оборудование и другие виды активов.
Общий уровень финансово-хозяйственного состояния предприятия можно оценить по шкале: а) благоприятное; б) удовлетворительное; в) неудовлетворительное; г) критическое. Для качественной оценки основных позиций могут быть использованы такие характеристики, как высокий, нормальный и низкий уровень. Значения коэффициентов можно оценивать интервальным способом: те, которые попадают в интервал, - нормальные, а те, которые оказываются за его пределами, - высокие или низкие. Базу для выбора интервала составляют среднеотраслевые, а также лучшие и худшие показатели в отрасли. [5]