Управление производительностью труда.
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда.
Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Это управление охватывает рад последовательно выполняемых этапов работ (рис 3).
Рис. 3.
Основное содержание и этапы реализации функции управления производительностью труда на предприятии
Построение системы показателей, в наибольшей степени характеризующих производительность труда персонала данного предприятия, является одной из важнейших предпосылок эффективного управления этим процессом. Процесс построения системы таких показателей основывается на следующих основных принципах:
а) понятие производительности труда применимо ко всем категориям и профессиям работников торгового предприятия. В практике оценки труда работников торговли такой подход принят в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (в нашей стране это понятие на протяжении многих лет не применялось по отношению к персоналу управления в связи со сложностью оценки результатов его труда);
6) производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты только живого труда. В принципе возможна оценка производительности с использованием объема затрат не только живого, но и овеществленного труда, но такая оценка не входит в систему управления персоналом;
Принципиальная формула расчета производительности труда имеет следующий вид:
ПТ — производительность труда;
Р — объем (результат) деятельности работника (группы работников, персонала в целом) за определенный период времени;
ЗТ — объем затрат живого труда за определенный период времени.
Как результаты, так и затраты труда на предприятиях торговли могут быть выражены различными показателями. Система основных из этих показателей приведена в таблице 1.
Таблица 1
Система основных показателей оценки результатов и затрат труда на предприятиях торговли.
Показатели оценки результатов труда |
Показатели оценки затрат труда |
1. Объем продажи товаров и реализации платных услуг 2. Объем товарооборота в целом 3. Объем продажи отдельных групп товаров в стоимостных показателях 4. Объем продажи отдельных видов товаров в натуральных показателях 5. Объем реализации платных услуг 6. Количество предоставленных покупателям услуг в натуральных показателях 7. Объем отдельных видов выполненных вспомогательных операций (фасовочные операции, погрузочно-разгрузочные операции и т.п.) 8. Объем отдельных видов выполненных хозяйственных операций (закупка товаров и т.п.) в стоимостных или натуральных показателях |
1, Среднесписочная численность персонала в целом 2. Среднесписочная численность работников отдельных категорий, профессий, специальностей, уровней квалификации 3. Число отработанных четовеко-днсй 4. Число отработанных человеко-часов 5. Общая сумма фонда заработной платы 6. Общая сумма совокупных затрат на содержание персонала |
Комбинируя сочетание различных показателей оценки результатов и затрат труда, можно получить обширную систему показателей производительности труда для конкретных условий работы любого торгового предприятия. В процессе такого комбинирования могут быть охвачены все виды и уровни его деятельности.