Управление привлечением заемных средств.
Эффективная хозяйственная деятельность торгового предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование этих средств позволяет существенно расширить объем реализации товаров и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить образование различных целевых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя отправную точку любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях торговли объем заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением заемных средств является одной из важнейших функций торгового менеджмента, направленной на достижение высоких конечных результатов деятельности предприятия.
Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями торгового предприятия на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит в обеспечении наиболее эффективных условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования.
Процесс управления привлечением заемных средств на торговом предприятии включает следующие основные этапы (рис. 15).
Рис. 15. Содержание основных этапов процесса управления привлечением заемных средств на торговом предприятии.
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в плановом периоде.
Целью такого анализа является выявление состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также эффективность их использования.
На первой стадии анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в предплановом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объема реализации товаров и суммы активов предприятия.
На второй стадии анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируется в динамике удельный вес финансовых кредитов, товарных кредитов и устойчивых пассивов в общей сумме заемных средств торгового предприятия.
На третьей стадии анализа определяется период привлечения заемных средств. В этих целях проводится их группировка по привлечению на кратко- и долгосрочной основе, изучается динамика состава заемных средств по этому признаку и их соответствие объему оборотных и внеоборотных активов.
На четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими финансового и товарного кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия текущей конъюнктуре финансового и потребительского рынков.
На пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели среднего периода оборота и уровня рентабельности заемных средств. Первый из этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Результаты этого анализа служат для оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.
2. Определение целей привлечения заемных средств в плановом периоде
. Заемные средства привлекаются торговым предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств торговыми предприятиями являются:
а) пополнение планируемого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий торговли не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала (т.е. использовать умеренную модель финансирования активов). Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств. В системе целей привлечения заемных средств торговыми предприятиями эта цель на современном этапе является приоритетной;
б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало торговое предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов торгового предприятия (новое строительство, реконструкция). Для этой цели заемные средства привлекаются обычно на долгосрочной основе;
г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;