Оптимизация структуры капитала.
. Стоимость капитала представляет собой среднюю цену, которую торговое предприятие платит за его привлечение из различных источников.
Капитал торгового предприятия формируется за счет разных источников. Соответственно дифференцируется и стоимость его привлечения из отдельных источников. Так, стоимость привлечения капитала за счет собственных внутренних источников оценивается отношением суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала в процентах;
стоимость привлечения капитала за счет собственных внешних источников - отношением суммы выплат доходов (дивидендов, процентов) к сумме вложенного капитала в процентах; стоимость привлечения финансового кредита - размером процентов за кредит; стоимость привлечения товарного кредита - размером ценовой скидки в процентах при поставках товаров с немедленным расчетом; стоимость привлечения устойчивых пассивов приравнена к нулю.
В процессе оптимизации структуры капитала по этому критерию исходят из возможностей минимизации средневзвешенной стоимости капитала торгового предприятия. Этот показатель на предприятиях торговли рассчитывается по следующей формуле:
Сквнут х Усвнут + Сквнеш х Усвнеш + ЗКф х Узф + ЗКт х УКт
ССК = ----------------------------------------------------------------------------------,
100
где ССК - средневзвешенная стоимость капитала торгового предприятия;
СКвнут - стоимость привлечения капитала за счет собственных внутренних источников, в %;
УСвнут - удельный вес капитала, привлеченного за счет собственных внутренних источников, в %;
СКвнеш - стоимость привлечения собственного капитала за счет внешних источников, в %;
УСвнеш - удельный вес собственного капитала, привлеченного за счет собственных внешних источников, в %;
ЗКф - стоимость привлечения финансового кредита, в %;
УЗф - удельный вес заемного капитала за счет привлечения финансового кредита;
ЗКт - стоимость привлечения товарного кредита, в %;
УЗт - удельный вес заемного капитала за счет привлечения товарного кредита.
Эта формула может быть расширена за счет показателей использования других источников формирования капитала.
Структура капитала, обеспечивающая минимизацию его средневзвешенной стоимости, будет характеризовать ее оптимальность по этому критерию.
5. Оптимизация структуры капитала по критерию эффективности его использования
. В качестве показателя этой эффективности принимается уровень рентабельности собственного капитала.
Для измерения эффективности использования капитала при различном соотношении его собственной и заемной части используется показатель «финансовый леверидж». С его помощью измеряется эффект, заключающийся в повышении рентабельности собственного капитала при увеличении доли заемного капитала в общей его сумме. При расчете эффекта финансового левериджа используется следующая формула:
ЗК
ЭФЛ = (Ра – ПС) х ---------,
СК
где ЭФЛ - эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте рентабельности собственного капитала, в %;
Pa - уровень рентабельности активов торгового предприятия, в %;
ПС - средняя ставка процента за кредит (по всем видам кредита, используемого предприятием);
ЗК - сумма (или удельный вес) заемного капитала;
СК - сумма (или удельный вес) собственного капитала.
Как видно из приведенной формулы, она имеет две составляющие, которые носят следующие названия:
1) Дифференциал финансового левериджа (Pa — ПС), который характеризует разницу между уровнем рентабельности активов предприятия и средним уровнем ставки процента за используемый кредит.
2) Коэффициент финансового левериджа или коэффициент финансирования (ЗК / СК), который характеризует объем заемного капитала, приходящегося на единицу собственного капитала торгового предприятия.
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять увеличением эффекта финансового левериджа при формировании структуры капитала.
Так, если дифференциал финансового левериджа имеет положительное значение, то любое увеличение коэффициента финансового левериджа будет приводить к росту его эффекта. Соответственно, чем выше дифференциал финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.