Сравнительный анализ программ развития туризма
3. Политическая и экономическая нестабильность в стране.
4. Ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение размеров отчислений от турдеятельности в городской бюджет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм обеспеченных одиночек не вызвал туристского бума, омертвил громадные основные фонды и в сотни раз уменьшил оборотные средства от туризма. Приостановлен транспорт, нет паломничества в музеи, выставочные залы.
5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты, т.к. это влечет за собой пребывание в автобусе в течение 2х и более суток, а это в свою очередь может выдержать не каждый.
6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значение которых было трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлетворительном использовании государственными органами своей управляющей функции, определяющей политику города в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития.
На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы:
1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками;
2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки;
3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки;
4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома;
5. Разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов;
6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях.
Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Псковской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма.
Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни России, Псков получает уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах. Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение и повышают конкурентоспособность туристского продукта Пскова. Спектр туристского предложения города достаточно широк и может базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах историко-архитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры.
Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты, принадлежащие псковским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять традиционное предложение за счет организации кратковременных выездов на природу. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение Пскова, связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым автомобильным и железнодорожным сообщением.
Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2002-2002гг, 2002-2006гг.) по следующим критериям:
1. Цели программы;
2. Мероприятия программы;
3. Соответствие мероприятий целям;
4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);
5. Соответствие нормативно-правовой базе;
6. Инструменты реализации программы;
7. Логика программы;
Как выяснилось, названные программы имеют как недостатки, так и достоинства. Все программы следуют поставленной цели и задачам, разрабатывают определенные мероприятия, в соответствии с поставленными целями. Однако, в некоторых программах мероприятия расписаны четко и дают представление о конкретном назначении программы, в то время, как в других предлагаемые мероприятия описаны достаточно пространно и нечетко. Также нужно отметить, что во все программы имеют ожидаемые конечные результаты, которые соответствуют целям и задачам.