Анализ туристской инфраструктуры
В Псковской области насчитывается 29 гостиниц и гостиничных комплексов
. Недавно к шести псковским гостиницам добавился комплекс (мотель) «Балтия». На 29-ти предприятиях гостиничного типа имеется 1997 мест. В основном это одно или двухместные номера. Иностранные компании не представлены в числе собственников гостиниц, расположенных на территории Псковской области.
Несмотря на большое количество мест, тенденция роста туристского интереса к области обостряет проблемы размещения туристов. В городе из шести гостиниц только одна - «Рижская»- имеет категорию «три звезды», которая является основой для приема иностранных туристов. Кроме нее действуют «Октябрьская», «Кром», «Турист». Есть объекты более низкого уровня, которые предназначены для школьного туризма. Однако есть надежда, что в скором будущем завершится строительство 4-«звездного» отеля на берегу Великой «Интурист Кром». Такое плачевное состояние принимающей базы не может содействовать привлечению туристов, а наоборот будет отталкивать их, не говоря уже об иностранных туристах, которые привыкли к высокому качеству услуг. В настоящее время необходимо провести косметический ремонт номеров в существующих гостиницах. Чтобы реализовать данную программу, областной администрации следует принять ряд мер, которые бы стимулировали владельцев гостиниц провести ремонт или реконструкцию. Это может быть: помощь в поиске инвесторов или подготовке инвестиционного проекта на реконструкцию гостиницы, а также предоставление льготного налогообложения гостиницам или инвесторам на время реализации проекта по реконструкции.
К пушкинскому юбилею была отреставрирована гостиница «Дружба» в Пушкинских горах. Номера объекта получили категорию «2 звезды», там же появилась уютная база: 4 коттеджа на 4 места каждый. Существуют еще интересные проекты строительства: гостиничный комплекс с рестораном в историческом месте - палаты купца Подзноева и туркомплекс Завеличенской слободы из отдельно стоящих коттеджей с номерами разного класса. Подобный проект реализован на территории Изборского заповедника, интерес к которому в последнее время заметно возрос. В то же время порядок и качество предоставления услуг вызывают справедливую неудовлетворенность у турфирм и снижают их активность по продвижению этого продукта.
Кроме внешнего вида гостиниц, необходимо обратить внимание на их обслуживающий персонал. Необходимо повышать профессиональный уровень работников гостиниц. Для этого весь обслуживающий персонал должен пройти профессиональную подготовку. Степень подготовки должна соответствовать предоставляемым ими услугам. Работники службы приема и размещения должны владеть хотя бы одним иностранным языком, желательно английским. Персонал всех категорий гостиниц должен уметь создавать на предприятии атмосферу гостеприимства, должен быть готовым доброжелательно выполнить просьбу проживающего и в отношении проживающих должен проявлять терпение и сдержанность. Кроме этого, работники гостиниц всех категорий должен проходить периодическое медицинское освидетельствование для получения соответствующего сертификата. Следует обратить внимание на внешний вид персонала: форменная одежда, дифференцированная по службам, в ряде случаев включающая личный значок с указанием имени и фамилии.
В ситуации слабого развития принимающей базы также заслуживает внимания идея привлечения частного сектора для размещения туристов. Это может быть привлекательно для иностранных туристов, которым будет интересно узнать о быте обычного российского гражданина. Поиском желающих сдать квартиру или комнату могут заняться сами туристские фирмы.