Экономическая сущность отрасли туризма и ее роль в экономике
В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 – 35 % (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия [22; 152]).
В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест.
Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
По самым оптимистическим подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь один работник из 300, что в 30 раз ниже аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока.
В 1994 году дефицит платежного баланса туристской отрасли России составил около 8 млрд. долларов, т.е. прибыль от выездного туризма 4 млрд. долларов не покрыла вывезенных туристами 12 млрд. долларов. В 1995, 1996 годах экономика отечественного туризма постепенно стабилизируется. Меняется и отношение государства к туризму. В 1995 году принят Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации». Разработана федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации», а также создана Национальная туристская корпорация. В рамках стран СНГ принят законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма». [18; 83].
Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
Рис. 3. Структура поездок в Россию иностранных граждан
По туристическим визам в Россию из всех стран мира в 1999 г. было отмечено 4502,1 тыс. чел., что на 2257,8 тыс. больше, чем за 1998 г. Прирост составил 100,6 % (рис. 4) [42].
На рис. 5 видно, что из стран дальнего зарубежья в 1999 году прибыло 2088,3 тыс. человек – на 203,8 тыс. больше чем за 1998 г. [42]
Рис. 5. Количество прибывших в Россию из стран дальнего зарубежья (тыс.чел)
Число прибывших из стран СНГ, воспользовавшихся услугами турфирм увеличилось на 2054,3 тыс. человек, т.е. выросло в 6,7 раза (рис. 6) [42]