Направления совершенствования контроля за исполнением нормативно-правовых документов.
Нечеткость нормативно-правового разграничения предметов совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации, неопределенность финансовой и ресурсной базы соответствующих полномочий размывают границы ответственности за экономические и политические последствия принимаемых на разных уровнях решений.
В результате разрушается единство правового пространства страны, падает эффективность работы как федеральных органов, так и органов власти субъектов Российской Федерации, тормозятся назревшие социально-экономические реформы, ухудшаются условия жизни большинства людей.
Одной из немаловажных причин, порождающих возникновение острейших социальных проблем в регионах и в стране в целом, стал неэффективный контроль за качеством управления, за исполнительской дисциплиной, соблюдением законов, других нормативных актов.
В связи с этим особую важность приобретает деятельность контрольных органов, как на уровне Федерации, так и на уровне субъекта Федерации.
Эффективный контроль за исполнением нормативно-правовых документов необходимое условие эффективного управления.
Современной теорией управления выработаны определенные принципы, процедуры контроля, выполнение которых является залогом эффективного контроля.
Проведенный анализ деятельности Главного контрольного управления Администрации Ростовской области позволил выработать ряд рекомендаций по совершенствованию контроля за исполнением нормативно-правовых документов на уровне субъекта Российской Федерации:
1. Принять федеральный закон, определяющий роль и место контрольных органов в системе государственной власти и управления. Отсутствие такого правового акта государственного масштаба провоцирует децентрализацию контроля, не подчиненного общей стратегической задаче. Принятие же всеобъемлющего Федерального закона “О государственном контроле в Российской Федерации” окончательно бы сняло основную часть вопросов в этой области, основными из которых являются, с одной стороны, четкое разграничение функций контрольных органов, а с другой - объединение контрольных усилий на всех уровнях государственной власти.
2. Выработка оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества. Строгое разделение функций и полномочий этих органов как по горизонтали, так и по вертикали.
3. Разработка положений о структурных подразделениях на основе функционально-целевой модели органа управления с усилением контрольных функций.
4. Разработка единых методик, стандартов контрольной деятельности. Их отсутствие влечет за собой разобщенность, различные толкования, разнонаправленность действий контрольных органов на всех уровнях.
5. Осуществление контроля за исполнением нормативно-правовых документов в строгом соответствии с общими и частными принципами контроля за исполнением нормативно-правовых документов.
6. Повышение уровня мотивации исполнителей путем организационных мероприятий по совершенствованию структур и технических средств, привлечения исполнителей и всех заинтересованных лиц к принятию решения.
Выполнение данных рекомендаций, на наш взгляд, поможет существенно повысить эффективность осуществления контроля за исполнением нормативно-правовых документов на уровне Администрации Ростовской области.
приложение 1
Типичные нарушения и последствия в структуре деятельности по реализации контроля
Предварительный контроль
Структура действий |
Типичные нарушения |
Последствия |
1. Определение вводных переменных системы. |
А) выделение для контроля переменных с низкой прогнозтичностью; б) неадекватный масштаб контроля. |
а) низкая эффективность; внесение в систему неадекватных воздействий; б) неадекватные экономические издержки. |
2. Введение системы критериев и величин отклонений. |
а) нечеткие критерии; б) неверное определение величин отклонений. |
а) трудности регистрации; б) ошибочная квалификация отклонения. |
3. Организация системы контроля вводных переменных. |
а) несвоевременность; б) предоставление информации в форме, затрудняющей ее опознание; в) неправильное определение субъекта деятельности. |
а) низкая эффективность; б) запаздывание и ошибки, обусловленные неверной идентификацией; б) фрагментарность воздействия; в) конфликты. |