Паевой взнос.
Пай, или паевой взнос, представляет собой сумму денежного вклада, уплачиваемую юридическим или физическим лицом при вступлении в совместное предпринимательство. Паевой взнос обязателен для вступления в товарищество с ограниченной ответственностью, смешанное предприятие, совместное российско-иностранное предприятие. Паевой взнос часто делается и при вступлении в кооператив. Он вносится: денежными средствами; путем передачи в собственность хозяйствующего субъекта имущества и других материальных ценностей, прав пользования землей, водой и другими природными ресурсами, имущественных прав (в том числе на использование изобретений, «ноу-хау»); путем предоставления имущества в пользование хозяйствующего субъекта без возмещения в течение определенного времени расходов владельца (расходов на содержание, ремонт, амортизацию здания, помещения, оборудования, инструмента, транспорта); путем отчислений от заработной платы работников в течение определенного периода времени.
«Ноу-хау» (англ. know-how - знаю как) - комплекс технических знаний и коммерческих секретов. «Ноу-хау» технического характера включает:
опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;
техническую документацию - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, перечень и содержание проведенных научно-исследовательских работ и их результаты; расчеты применительно к данному производству или технологии: данные о качестве материалов;
учебные планы для подготовки персонала;
инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта; производственный опыт, описание технологий; практические указания по дизайну; технические рецепты, данные по планированию и управлению производством;
знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;
знание таможенных и торговых правил и др. К «ноу-хау» коммерческого характера относятся:
адресные банки данных;
картотеки клиентов;
картотеки поставщиков;
данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;
данные по организации сбыта и распространения продукции;
методы и формы рекламы;
данные об обучении персонала и др.
В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. «Ноу-хау» определенного производственного процесса является собственностью того или иного юридического (или физического) лица и соответственно становится предметом купли-продажи. Как правило, «ноу-хау» в качестве товара сопутствует продаже патентов и лицензий, являясь как бы продолжением (инструкцией) к ним, но может реализоваться и самостоятельно. Приобретение «ноу-хау» совместно с покупкой лицензии облегчает и удешевляет налаживание производства, обеспечивает более полную передачу секретов производства.
Продажа «ноу-хау» имеет особенности. Для оценки «ноу-хау» покупатель (будущий пользователь) должен хотя бы частично ознакомиться с его существом; при этом владелец рискует потерять монополию на «ноу-хау», не продав его. В этом случае владелец передает для ознакомления сведения, которые не защищены патентом, исключая ключевые моменты, которые дали бы возможность использования «ноу-хау» самостоятельно. Если это невозможно по какой-либо причине, сторонам рекомендуется заключать предварительное соглашение на предпродажное ознакомление с «ноу-хау». В этом соглашении оговариваются конфиденциальность информации и ответственность в случае использования «ноу-хау» без его приобретения. При составлении соглашения на передачу «ноу-хау» стороны должны определить его содержание и полезность (сравнивая по возможности с аналогами), обязательства по передаче и эксплуатации, гарантии по достижению эффекта. Здесь владельцу выгодней описать все случаи применения «ноу-хау», а пользователю «сузить» его содержание, чтобы в будущем не платить владельцу вознаграждение за возможную дальнейшую его доработку.
При определении цены «ноу-хау» необходимо помнить, что она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь; в противном случае у него будет меньшая прибыль или не будет ее вообще. Задача упростится, если владелец выполнит технико-экономический расчет для проекта: с «ноу-хау» и без «ноу-хау». В мировой практике цена «ноу-хау» составляет 5% от будущей прибыли, но есть случаи, когда она достигает 20%. При определении цены владелец устанавливает, какие затраты пользователь может понести при самостоятельной разработке «ноу-хау», а также минимально допустимую цену, ниже которой продажа нецелесообразна.