Особенности контроля в системе государственного управления.
- реальность контроля, предусматривающая требование осуществления действительного, а не мнимого контроля, базирующегося на фактах, а не домыслах, предположениях;
- объективность контроля, требующая беспристрастной оценки результатов контроля органов управления, исключения трактования этих результатов в угоду кого-то или чего-то, не терпящая субъективизма в отношении к объекту контроля и связанных с ним лиц;
- результативность контроля, определяющего необходимость получения конкретного итога от действий по контролю органов управления, выраженного в определенных количественных и качественных показателях, характеризующих уровень достижения целей и задач контролируемого объекта, без которого контроль становится бессмысленным;
- гласность контроля, формирующая требование широкого информирования населения через средства массовой информации о результатах контроля органов управления и, при наличии недостатков в их деятельности, о принятых мерах по устранению этих недостатков, а также к должностным лицам, по вине которых эти недостатки были допущены.
Общие принципы контроля органов государственного и муниципального управления отражают социально-политическую сторону контроля.
К методам контроля в органах государственного и муниципального управления относятся:
- анализ документов, характеризующих объект контроля: планы работы, отчеты об исполнении этих планов, принятые решения т.п.;
- непосредственное изучение объекта контроля на месте, посредством бесед с должностными лицами и служащими;
- заслушивание отчетов должностных лиц на заседаниях коллегии органа управления;
- периодическая аттестация служащих на соответствие занимаемым должностям.
Виды контроля | |||
политический |
административный |
судебный | |
внешний |
внутренний | ||
общий |
частный | ||
непрерывный |
периодический | ||
контроль выполнения |
заслушивание отчетов |
собеседование по важным вопросам с работниками и руководителями | |
предварительный |
промежуточный |
окончательный | |
контроль текущих результатов труда работников |
контроль деятельности органа управления |
контроль исполнения распорядительных документов | |
В органах государственного и муниципального управления осуществляется предварительный, текущий и заключительный контроль.
Предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный контроль должен ответить на следующие вопросы:
1. Достаточно ли знаний и навыков у сотрудников подразделений, которые будут исполнять распоряжение?
2. Достаточно ли материальных и финансовых ресурсов для выполнения распоряжения?
Предварительный контроль исполнения осуществляется в период подготовки постановлений и распоряжений и последующей постановки утвержденных документов на контроль. К этой работе должны привлекаться все заинтересованные структурные подразделения, которые в дальнейшем будут реализовывать распорядительные документы на практике. Также необходима информация об исполнении подобных распоряжений в прошлом и анализ существовавших отклонений с предложением путей их преодоления. Все это позволяет обеспечить актуальность принимаемых решений и уже на стадии подготовки предусмотреть неукоснительное их исполнение.[20]