Создание хаоса
Формирование дерзких, но действенных взглядов. Самообновление компаний часто начинается с формирования новой стратегии (сферы деятельности и/или предназначения), которая задает основной вопрос “Для чего мы живем?” членам организации. Такой взгляд может привести к полному изменению управления в организации и радикальной трансформации ее перспектив по сравнению с существующими. Нередко это оказывает большее влияние на те цели, которые ставятся перед компанией. Так, председатель “NEC” Каджи Кобаяши выдвинул концепцию “С and C”,суть которой состояла в переориентации компании с одного на два основных направления деятельности - компьютеры и коммуникации.Концепция вице- председателя NTT Ясасуди Китахари, получившая название INS - система информационных сетей привела к разработке нового поколения телефонов и созданию многофункциональных систем телекоммуникаций в целях удовлетворения общественного спроса. Президент “Daiei” Исао Нахауши создал концепцию “Ценовой реорганизации”, в соответствии с которой цены регулировались не производителями, а распространителями продукции. Председатель Seibu Distribution Group Сейджи Тсутсуми выдвинул концепцию “предприятия для граждан” (Citizen Enterprise), разрешающую противоречия “теория капитала” и “теория общественных интересов”, присущие индустрии распространения. С точки зрения специально создаваемого хаоса, лучше подходить к управлению в широком смысле слова, а не ограничиваться рамками парадигмы компании. В этом и заключается смысл понятия стратегической двойственности. Стратегические концепции . представленные в такой форме, обеспечивают не только свободное управление, но и свободную интерпритацию, благодаря двусмысленности команд. Стратегическая двойственность, которую они представляют, обуславливает колебание взглядов внутри организации.Такие взгляды можно охарактеризовать как метафоричные, в том смысле, что они ведут к созданию альтернативных теорий или появлшению противоположных точек зрения, что зависит от неопределенной сети идей и образов. Нестандартные взгляды заставляют людей искать новые способы преодоления противоречий.
Влюбом случае новая стратегия фирмы поначалу вызывает протест и несоглашения со стороны ее работников. Ичем серьезнее происходящие преобразования, тем дольшше будет период построение новой информационной системы, направленной на преодоление раазногласий.
Колебания, создаваемые рынком, технологией и организаций взаимоотношений. Предприятия в качестве открытой системы постоянно продолжают самообновляться в процессе получения информации от рынка, которая создает колебания и ставит множество проблем и возможных способов решения перед организацией. Организация, находящаяся в качестве быстротечных изменений окружающей Среды, мождет быстро вводить различные инновации, если существуют лидеры, готовые решить эти проблемы и берущиеся за их решение.
Так как согласно класической экономической теории, рыночный порядок регулируется конкуренцией, организация может вызывать внутренние колебания с учетом колебаний конкурентов и рынка. Рассмотрим в качестве примера способ продвижения на рынок своих персональных компьютеров компанией NEC. Изнрачально ПК компании NEC изготавливались по специальным заказам Nippon Telegraph & TelephonePublic Corporation. Однако затем специалисты отдела продаж полупроводников и интегральных схем выдвинули идею о распространении первого японского кампьютера ТК-80 среди широких слоев населения. Идея нашла широкий отклик у населения. Покупателями ТК-80 стали самые различные группы потребителей, начиная от студентов и заканчивая просто фанатами компьютеров.Продолжающийся диалог с клиентами обусловил высокие темпы продаж ПК PC-8000. Мониторинговая служба компании послужила связующим звеном между NEC сее новыми клиентами и PC-8000 и помогла внедрить на компании взгляд на проблемы с точки зрения потребителя (ритм рынка). Таким образом, ПК стал движущей силой изменения корпоративной культуры.
Технология также является самоорганизуемой интелектуальной системой и может быть использована для формирования “сотворенного” хаоса. Вкачестве примера можно рассмотреть оброщение к полупроводниковой продукции, предназначенной для дома. Во многих компаниях это обращение привело к полной смене поля деятельности и развитию новых видов продукции. Полупроводник, являющийся “хлебом японских компаний”, есть не просто блок памяти. Зачастую его применение ведет к качественному изменению функций продукции. Развитие полупроводниковых технологий, предназначенных для бытовой продукции, часто ведет к изменению товарной концепции компании. Sharp, Ricon, Pioner и Nippon Gakki (Yamaha) использовали бурное развитие полупроводниковых технологий для создания многофункционально продукции для дома. примерно такое же влияние на создание информации оказало появление новых керамических и химисеских материалов.