Cоздание знаний информации
Таким образом, самоорганизованная система формирует порядок посредством колебаний, избирательно реагируя на информацию из окружающей Среды. Понятие порядка охватывает не только физические признаки организационных структур и систем; также оно включает такие ментальные характеристики, как концепции, система ценных ориентаций, способы восприятия мира.
Какие бы процессы не вели к появлению организации, в любом случае создается информация. Можно сказать, что суть создания организации в создании информации. Управление сомопреобразованием организации, так же, как и формирование порядка, обусловлено информационными условиями.
Для формирования порядка необходима скорее семантическая, чем синтактическая информация. Синтактическая информация (физическая информация Шеннона) измеряется в битах и не имеет внутреннего смысла. Типичный пример - информация хранимая в компьютере в закодированной и количественно измеренной форме. Наоборот, для семантической информации важно ее актуальное значение. Несмотря на трудности, возникающие при ее измерении, этот количественный вид информации способен изменить наше восприятие и повлиять на наши действия.
Следовательно, создание информации симантично появлению смысла, что в свою очередь ведет к появлению новых перспектив или новых точек зрения и позволяет выйти на качественно иной уровень организации и интерпритации информации.
К наиболее типичным примерам процесса создания информации можно отнести процесс развития новой стратегии или нового продукта. Создав разумную стратегию и концепцию продукта, компания получает возможность выделиться из ряда себе подобных организаций. Однако создание новой точки зрения не обязательно должно происходить на уровне всех отделов организации. Классический пример - система “Канбан”, разработанная и внедренная производственным отделом компании Toyota. Близка по смыслу деятельность японских кружков качества. Зачастую новый взгляд на вещи возникает в результате более внимательного отношения к каждому рабочему процессу в течении дня. Постоянное накопление этих мелких изменений ведет к глобальной реформации всего процесса производства. Систематический поиск возможностей для улучшения деятельности компании на каждом этапе является характерной чертой японских организаций.
Различные типы информации, участвуют в этом процессе, конкурируют друг с другом и дополняют один другого; иногда имеет место их взаимное несоответствие. Точно таким же путем информация формируется и на высших уровнях, обусловливая изменение познавательных и поведенческих моделей организации. Так проявляется процесс самообновления или эволюции предприятия.
Однажды сформировавшись ,семантическая информация пытается самоорганизоваться. Таким образом, информация порождает информацию. В этом смысле создание информации ведет к уменьшению энтропии, ибо всегда существуют возможности к формированию различных комбинаций. Организация, создающая информацию, в организационном порядке или информации на хаос. Важно отметить, что чем более внутренней структуре организации присущи колебания и хаос, тем более деятельна она в смысле непосредственного создания информации. Здесь хаос взаимодействует со свободой, колебаниями, вероятностью, избытком, двойственностью и непостоянством. Это обусловлено положительной ролью колебаний и хаоса в смысле расширения спектра возможностей и усиления организации в плане развития воображения и формирования новых точек зрения. Если организация желает самообновления, она постоянно должна поддерживать состояние неустойчивости. Естественная динамика простых рассеяных структур провозглашает парадоксальный принцип: чем больше свободы в самоорганизации, тем больше порядка. Парадокс состоит в том, что в отличае от ранее существовавших взглядов этот принцип утверждает, что новый порядок создается посредством хаоса