Деловые (структурные) приемы преодоления конфликта.
Разъяснение требований к работе — наиболее простой способ избежать конфликта: подчиненный должен знать, что от него ожидают, когда дают поручение. Ясно определенная цель (задание четко сформулировано) позволяет избежать ошибок в исполнении поручений и связанных с этим конфликтов.
Координация позволяет при возникновении спора по поводу служебного задания обратиться за справкой к руководителю.
Определение комплексных целей позволяет соподчинить цели отдельных сотрудников (подразделений) и общие цели организации, исключить их противоречивость, снизить возможность возникновения конфликтов.
Вознаграждения за бесконфликтное поведение позволяют персоналу понять, как надо работать в конфликтных ситуациях.
Межличностные приемы
Уклонение от конфликта — наиболее простой способ предупредить конфликт.
Сглаживание — поведение по формуле: "Мы все одна организация, у нас общие цели, чем сердиться, давайте разберемся и выберем наилучшее решение".
Принуждение — заставить соперника принять твою точку зрения и добиться того, чтобы заблокировать его решение проблемы. Это возможно при наличии сильной власти над соперником, однако всетоа приводит к обиде, неудовлетворенности и, как результат, к снижению производительности труда.
Компромисс — согласие достигается только во избежание ссоры. Это — не всегда эффективно: выбирается не то решение, которое наиболее отвечает целям организации, а то, которое устраивает обе конфликтующие стороны.
Решение проблемы
Эта тактика наиболее приемлема с точки зрения целей организации и перспектив межличностного общения:
• определить проблему в категориях целей, а не решений;
• после определения проблемы выбрать решения, приемлемые для обеих сторон;
• сосредоточить внимание на решении проблемы, а не на обсуждении личных качеств друг друга;
• создать атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
• во время общения создавать положительное отношение друг к другу, проявлять симпатию и внимательно выслушивать мнения другой стороны, исключить проявления гнева и угроз (А.С.РШеу, 1978).
Как преодолеть конфликт?
Вспомнить о добрых отношениях в прошлом, о общем деле и объясниться. Главная заповедь — не сделать "злого" шага в ответ на свои домыслы о "злых" намерениях партнера, показать свое искреннее стремление к согласию к взаимопониманию, не следует "стесняться" поговорить, выяснить отношения:
• обратиться к человеку с предложением совместно обсудить, как каждый из вас понимает возникшую проблему, какие свои и его поступки вы видите как причину спора и какими видит их он;
• правильно ли ваше и его поведение в данной ситуации;
•
в чем ваши мнения расходятся, и в чем едины;
• в чем (кратко и до конца) корень противоречий;
• что неприемлемо для вас в его, а для него в ваших поступках;
• что послужило пусковым механизмом конфликта;
• каковы ваши общие цели, и что каждый из вас мог бы сделать для ликвидации конфликта;
• какие действия для этого эффективны и удовлетворят вас обоих.
Важна роль в решении конфликтов руководителя, он должен быть "третейским" судьей. Однако без доброй воли, без обоюдных усилий настоящего мира не добиться.
Иногда взаимопониманию мешает скрытность, разговор не о том, чего хотят или о чем думают оба на самом деле, а о том, чтобы сказанное не было как-то использовано против говорящего.
Трудно правильно понять друг друга, если расходятся мимика и слова, если человек занят другим делом, если и настолько хочет сказать что-либо сам, что не слушает, а лишь ждет момента высказаться, если он настолько уверен в том, что знает то, что ему хотят сказать, что слушает себя, а не партнера.
Заключение.