Содержание жесткой кредитной политики организации
% в месяц. Поэтому при расчете оптимального срока предоставления кредита необходимо скорректировать вклад на покрытие на затраты, связанные с предоставлением кредита, которые рассчитываются по следующей формуле:
где CC - затраты, связанные с предоставлением кредита (credit cost), VC - переменные затраты, связанные с доходом (variable cost), IR - стоимость привлеченного капитала (interest rate) в день,
T - период предоставления кредита (time) в днях.
Оптимальный срок предоставления коммерческого кредита по стиральному порошку составил 40
дней при вкладе на покрытие после выплаты расходов, связанных с привлечением капитала, равным 102
тыс. рублей (Рис. 1).
Рис. 1
Скорректировав полученный расчет на риск возникновения невозвратной дебиторской задолженности возможно определить более реалистичный срок предоставления коммерческого кредита.
Таким образом, два изложенных выше метода, дополняя друг друга, иллюстрируют общий подход к разработке кредитной политики.
Стандарты предоставления коммерческих кредитов
Если продажами на предприятии занимается более одного человека, появляется необходимость в согласовании их деятельности. Дальнейшее увеличение персонала ведет к дифференциации требований к профессиональной подготовке и ответственности за принимаемые решения. Кроме этого, решения по предоставлению скидок или изменению условий поставок по отношению к отдельным контрагентам влияют и на совокупные продажи. На некоторых промышленных предприятиях стала привычной практикой для коммерческих структур вести переговоры исключительно с директорским корпусом. Только это позволяет оперативно решать вопросы и претендовать на более льготные условия. Подобная логистика продаж, прямо сказать, не самая оптимальная. И вопрос заключается не столько в желании высшего руководства замкнуть на себя основные решения по сбыту, сколько отсутствии единых подходов к организации этой деятельности и процедур контроля и оценки эффективности ее исполнения. Неудивительно, что потребность в стандартизации деятельности по продажам постоянно озвучивается высшим управленческим персоналом и является хитом в управленческом консультировании.
Как уже стало понятным из представленных выше инструментария основными параметрами постановки и реализации кредитной политики являются:
- объем продаж по отдельным группам товаров (также может проводится сегментация по видам бизнеса или территориальному признаку);
- объем инвестиций в дебиторскую задолженность и стоимость привлекаемого для этих целей капитала (бесплатность задолженности перед персоналом и основными поставщиками является лишь кажущейся, принося неисправимый ущерб предприятию в более длительной перспективе, поэтому, в случае с российским бизнесом, также требует оценки альтернативных убытков);
- величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности.