Сопоставимость альтернативных вариантов управленческих решений
Итак, для каждой из целей Tiмы можем найти сумму рангов, определенных экспертами, и затем суммарный или результирующий ранг цели
Ri
. Если суммы рангов совпадают —назначается среднее значение.
Коэффициент фактора качества объекта находится по формуле:
Кк=Пст/Пнов.
где Пст - значение полезного эффекта старого варианта объекта;
Пнов- значение полезного эффекта нового варианта объекта.
Исходные данные для учета фактора качества
объекта при принятии управленческого решения:
№п.п. |
Показатели |
Значение показателей |
1. |
Среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонт металлорежущего станка в 1994г., у.е. |
1680 |
2. |
Годовая производительность станка в 1994г., шт. |
5180 |
3. |
Коэффициент ежегодного увеличения среднегодовых затрат на эксплуатацию и ремонт станка в период 1992-1998г.г. |
0,048 |
4. |
Коэффициент ежегодного снижения производитель-ности станка в период 1992-1998г.г. |
0,058 |
Определим среднегодовые затраты на эксплуатацию и ремонт станка в 1997 году и его производительность в этот же период:
Затр = 1680 (1+ m 0,048) = 1921,92 у.е.
Про = 5180 (1 - m 0,058) = 4278,68 шт.
Где m – период в годах между расчетным годом и годом, за который есть данные (в нашем случае m = 3).
Исходные данные для учета фактора инфляции
Показатели | Значения показателей |
1. Количество реализованной продукции «А» за 1995 г. 2. Количество реализованной продукции «Б» за 1995 г. З. Цена (в среднем за год) продукции «А» за 1995 г., у.е. 4. Цена (в среднем за год) продукции «Б» за 1995 г., у.е. 5. Индекс инфляции по продукции «А» в среднем за 1996 г. 6. . Индекс инфляции по продукции «Б» за 1996 г. | 1380 128 168 488 1,43 1,36 |
Фактор инфляции учитывается (в упрощенном варианте) по формуле:
Уп = У х Iп
Определим приведенные к концу 1996 г. цены по продукции «А» и «Б», объем продаж в 1995 г. по ценам на конец 1996 г. и средний индекс инфляции по продукции фирмы.
Приведенная к концу 1996 г. цена продукции «А» составит
168х1,43=240,24 у.е.
Приведенная к концу 1996 г. цена продукции «Б» составит
488х1,36=663,68 у.е.
Объем продаж в 1995 г. по ценам 1996 г. :
1380х240,24+128х663,68=416482,24 у.е.
Индекс инфляции по всей продукции фирмы определяют как средне взвешенную:
Jср=(1380х240,24х1,43+128х663,68х1,36)/(1380х240,24+128х663,68)=
=589623,02/416482,24=1,4157218=1,416
Заметим, что если решение принимается в 1997 г., то цены должны быть приведены к этому периоду.
Вне зависимости от оценок, полученных в результате применения этих методов, во внимание принимаются и различные дополнительные критерии, в том числе и неформального характера.