Технопарки и технополисы в России, организационные формы инновационного менеджмента
Немаловажным обстоятельством является и то, что наше оборудование может работать в экстремальных условиях, в которых зарубежные образцы быстро выходят из строя. Эксперты отмечают также, что отечественные приборы обычно проще по конструкции, что позволяет им находить массовый спрос и не ломаться даже при неправильном употреблении.
В некоторых ситуациях необходимая российскому покупателю наукоемкая продукция может быть только отечественной. Например, учебные компьютерные программы по истории краев и областей России в зарубежных странах не разрабатывают и вряд ли смогут разработать.
И, наконец, действует фактор, связанный с тем, что мы живем в конце XX века. Современные приборы и технологии настолько сложны, что их приобретение часто предполагает специальное обучение и сервисное обслуживание. Это делает зарубежную наукоемкую продукцию почти недоступной для российских потребителей. Ведь закупка какой-нибудь технологии, например, в Швеции предполагает необходимость платить шведским инженерам, причем столько, сколько они привыкли зарабатывать. Отечественное же сервисное обслуживание стоит намного дешевле из-за обесцененности квалифицированного труда. Наш сервис помимо дешевизны имеет и другие преимущества: возможность развития и усовершенствования, купленных технологий, изготовление индивидуализированной продукции.
В результате многие виды отечественной наукоемкой продукции вполне конкурентоспособны, по крайней мере, на российском рынке. В первые рыночные годы количество малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания росло у нас быстрее, чем количество торговых фирм: в 1991 году их было 124.4 тыс., в 1992г. – 275.5 тыс., в 1993г. – 397.5 тыс., в 1994г. – 420 тыс. Численность работающих на этих предприятиях на этих предприятиях в 1995 году достигла 362 тыс. человек, то есть 20% всех занятых в научно-технической сфере. Круг потенциальных потребителей отечественной наукоемкой продукции весьма широк: частные лица и организации, заводы, больницы, школы, государственные органы и др. Но у них, как правило, нет средств на ее приобретение.
В 1996 году лишь 10% российских предприятий смогли получить бюджетные средства для инноваций, а у 86% основным источником финансирования оставались собственные, весьма скудные ресурсы. В результате лишь 10% отечественных предприятий приобретают лицензии, технологии и различные виды наукоемкой продукции. Внедряют новые технологии только 15% предприятий, новые виды сырья и материалов – 10%. Лишь 1/3 осваивает новую продукцию и совершенствует производимую, да и то в весьма ограниченных масштабах. Ежегодный объем продаж различных технологий на нашем рынке составляет около 6 млн. долл., в то время как мировой объем продаж равен примерно 40 млрд. долл. Отечественные биржи наукоемких и информационных технологий совершают всего 5-6 сделок в год.
Отсутствие денег у российского потребителя – основное, но не единственное препятствие для развития отечественного рынка наукоемкой продукции. Свою роль играют и социально-психологические факторы. В частности, отечественные производители и коммерсанты имеют слабо выраженную «инновационную установку», не просто характерную, но и жизненно необходимую для их зарубежных коллег: предпочитают производить и продавать то, что есть, не думая о модернизации. И если у коммерсантов такая манера поведения вполне вписывается в формулу «покупают – и ладно», то у производителей, с большим трудом пристраивающих свою устаревшую продукцию, эта формула выглядит совсем уж нерациональной.