Закономерности и принципы СУ.
Законы упр-я выражаютважные внутр устойчивые черты, особенности процесса упр-я. Они носят объективный х-р и опред-т логику поведения людей, не зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями реальной жизни.
Законы упр-я:
1. З-н необходимого разнообразия.
Разнообразие упр-щей системы д.б. не меньше разнообразия упр-мого О. Чем сложнее О. упр-я, тем сложнее д.б. и орган упр-я.
2. З-н специализации управления.
Упр-е современными стр-ми ведет в расчленению функций, к специфич их проявлению в конкретных усл-х, на разных ур-нях и различн направлениях. Упр-е требует наличие высокого профессионализма в разл сферах.
3. З-н интеграции упр-я.
Объединение в упр-нии различных специализиров. действий на разных ур-нях и направлениях упр-я в единый упр-ских процесс, кот осущ-ся в рамках данной системы. В кач-ве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы общества, кот требуют поддержания норм. Жизнедеят-ти соц системы в соотв. с пост-м изменением во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени
Хар-т эф-ть управления, достижение поставленной цели с учетом наим. врем. потерь (мат., чел., фин-х рес-в), что во многом зависит от скорости реакции СУ на изменения в О упр-я. Это один из первейших законов. От этого закона зависит эф-ть упр-ского реш-я.
5. Закон приоритетности соц целей.
Он определяет целеполагание в общ-ве. Цель развития общ-ва – не произв., не полит, не эк-ка как таковые, а пост. повышение кач-ва жизни членов общ-ва. В наст. время в мир-м сообщ-ве получили развитие след-е тенденции:
- формир-е соц-ориенитр-го рынка;
- построение соц гос-ва;
- соц партнерство;
осн парадигма обществ-го прогресса в наст-й момент – повышение кач-ва жизни всех граждан.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в упр-ии.
Упр-е – объективно необходимое понятие (изначально) для общ-ва, поскольку упр-е связано с отношениями собственности. Понятие упр-я и собст-ти – неразделимые эл-ты. По мере развития науки, упр-е становиться объективно-субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии соц системы.
Миссия – видение необходимости сущ-я П со стороны рук-ва П. Сущность закона: каждая соц система состоит из ряда подсистем: экон., полит., технологич., дух-культ., орг-ной, соц-й. Все вместе они составляют единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании ген. цели над целями подсистемы.
В теории упр-я понятие «закономерность» обычно рассматривается как нач. стадия формирования закона.
Закономерность
развития соц упр-я приводит к появлению универсальной закономерности (соц доктрина
) – это разновидность глоб. технологии, кот. опред-т место соц системы в геополитическом пространстве. В этом случае она выделяет приоритеты в реализации коренных соц. интересов нации, содержит мех-мы их реализации (экон., м\нар, культурн., экологич….). Соц доктрина явл. основополаг. для определения стратегич-х целей соц политики, опред-е соц ориентиров выработки любого вида политики для выражения интересов граждан. Процесс выработки соц доктрины предполагает анализ сложившейся соц-эк-кой ситуации, оценки прошлого истор-го опыта, изучение внешних факторов, тенденций мирового развития. На этой основе в соц доктрине выделяют:
1) главные нац-е интересы, соотв-е перспективы целям данной станы;
2) среди них выделяют ряд интересов, от удовл-я кот. зависит нац. Безопасность, осущ-е независ. развития.
3) Опред-т первоочередные ресурсы, кот. м.б. использованы для достижения стратег-х целей.
8. Закон передачи функций упр-я народным органам самоупр-я.
Самоуправление
– основа развития муниципальных образований. Население городов, районов выступает собственником, совладельцем П-й, фин-х орг-ций.
В практике СУ д.б. реализованы след-е закономерности:
1. Единство системы СУ (оно обусловлено культ., экон., полит. факторами развития).
2. Пропорциональность управляемой и управляющей подсистем соц системы, что предполагает рац. соотносит-ть внутри них и м\у ними.
3. Опт. Соотно-е централизации и децентрализации ф-й соц упр-я. Для каждого этапа развития д.б. свой ур-нь централизации и децентрализации.
4. Участие разл-х слоев населения в СУ.