Обоснование необходимости изменения организационной структуры предприятия
Предприятие имеет право на существование как структура, как организация в том случае, если оно находит более эффективный, чем купля на рынке, способ получения необходимой потребителю продукции, т.е. технологию производства и управления.
Но при этом функционирование предприятия происходит во взаимодействии с внешней для него средой - рынками сбыта и ресурсов всех видов.
Таким образом, формирование организационной структуры происходит как результат взаимовлияния стратегического замысла собственника и внешних условий. Каждый руководитель должен понимать, что процесс реструктуризации обязательно затронет организационную структуру предприятий. Более того, моделирование изменения организационной структуры является, по сути дела, начальным шагом процесса реструктуризации.
Предложенный ниже материал позволяет оценить факторы, влияющие на организационную структуру на любом предприятии, а также выявить необходимость или целесообразность корректировки сложившейся структуры. 1. Изучение совокупности факторов, влияющих на организационную структуру предприятия.
1. Потребители
2. Другие предприятия
3. Инвесторы
4. Наемные работники
5. Государство
Каждая из данных групп, вступая в рыночные сделки, руководствуется определенными побуждениями - мотивами.
Пересечение всех мотивов, прежде всего, отражается на номенклатуре выпускаемой предприятием продукции.
А организационная структура любого предприятия "подстраивается" под номенклатуру выпускаемой продукции, объем выпуска и пр.
2. Описание продукции, выпускаемой предприятием
3. Формулирование существующей стратегии предприятия.
Первым делом необходимо выяснить, чем руководствуется предприятие, принимая решение о выпуске определенной продукции.
Стратегии можно разделить по мотивам практикующих их предпринимателей:· сохранение производительной способности имущества (во введении фигурировала как выживание);
· социальные факторы предпринимательской деятельности (рост имущества, получение и максимизация дохода в краткосрочном и долгосрочном аспектах, рост социального статуса и т.п.);
· индивидуальная привязанность к деятельности определенного рода.
4. Определение мотивации потребителей продукции Вашего предприятия · физиологическое выживание;
· социальные факторы потребления (традиция, престиж, мода, ажиотаж, максимизация полезности и т.п.);
· индивидуальные вкусы и предпочтения.
Если потребителями продукции являются юридические лица, необходимо изучить их собственные стратегии. В той мере, в какой сохраняется производственная ориентация предприятий-потребителей Вашей продукции, сохраняются и их ресурсные потребности.
5.
Определение доминирующий мотив Вашего персонала
1. Простое воспроизводство его рабочей силы
2. Социальные факторы занятости, то есть престиж работы
3. Максимизация дохода на труд и т.п.
4. Внутренний интерес к работе
6. Определение доминирующего мотива внешних инвесторов Вашего предприятия. Состояние организационной структуры оказывает воздействие на поведение внешних инвесторов. Особенно большую роль данный фактор играет при наличии взаимоотношений с зарубежными инвесторами, для которых состояние организационной структуры является едва ли не основным залогом успешного осуществления инвестиционных проектов.
Поэтому наиболее типичными вариантами мотивации здесь могут быть:
· максимизация дохода в долгосрочном (краткосрочном) аспекте;
· приобретение контроля над предприятием.
7. Определение макроэкономических тенденций, оказывающих влияние на деятельность Вашего предприятия
В какой степени благополучие (неблагополучие) Вашего предприятия определяется общеэкономической конъюнктурой и политикой правительства?
Для того, чтобы правильно прогнозировать воздействие макроэкономических факторов на функционирование предприятий необходимо оценить:
· режим налогообложения;
· правовой режим;