Анализ использования рабочего времени
Чтобы правильно распределить время, необходимо точно знать, как оно расходуется в действительности. Анализ использования времени поможет выявить временные потери, показать сильные и слабые стороны практикуемого рабочего стиля. Такой анализ просто необходим, если не известно, на что вообще расходуется время, не известно, сколько времени требует выполнение тех или иных дел, не известно, какие факторы стимулируют или ограничивают работоспособность.
Чтобы анализировать проблему, нужен достоверный учет времени. Самый эффективный способ учета времени – это ведение записей. Расходуемое время можно учитывать в таблицах:
Таблица 1. Анализ видов деятельности и расхода времени
Вид деятельности |
Интервал времени (от… до…) |
Продолжительность |
Таблица 2. Листок “дневных помех”
помехи интервал |
продолжительность |
кто |
пометки (причины) |
Наиболее целесообразно вести записи в процессе работы, т.к. делая это вечером, можно что-то упустить. Степень детализации записей должна быть такой, чтобы можно было судить о важности и необходимости каждого вида работ. Для получения наиболее объективной картины делать записи нужно в течение недели (или дольше, если необходимо). Если бизнес является сезонным, то подобный анализ необходимо проводить с учетом времени года. В листке… надо фиксировать не только внешние помехи, но и случаи, когда инициатором нарушения хода трудового дня был сам руководитель.
Сильные стороны использования рабочего времени нужно выделить и применять в повседневной работе. Для слабых же сторон нужно выработать стратегию по преодолению их. Прежде всего, каждую работу нужно проанализировать с помощью следующих вопросов:
- была ли работа необходима? (если более 10 % рабочего времени было потрачено не на необходимую работу, это говорит о проблемах с делегированием и определением приоритетов)
- были ли оправданы затраты времени? (если более 10% рабочего времени составляли дела, затраты времени на которые не оправданы, нужно проанализировать причины, по которым расход времени был слишком велик и постараться учитывать их в будущей работе)
- было ли целесообразно выполнение работы? (если более 10% рабочего времени пошло на задачи, выполнение которых было нецелесообразно, значит нужно уделить внимание планированию, организации, самореализации)
- был ли сознательно определен временной интервал для выполнения работы? (если более 10% рабочего времени было потрачено на задачи, временной интервал выполнения которых определялся спонтанно, значит, существуют проблемы с планированием рабочего времени).
Определив критические моменты, вредные привычки, наиболее частые ошибки рабочего стиля, так называемые поглотители времени, нужно определить их причины и выработать меры по их устранению, наиболее подходящие для данного бизнеса и конкретного руководителя.
ПРИМЕР
Таблица 1. Анализ видов деятельности и расхода времени
Вид деятельности |
Интервал времени |
Продолжительность |
Разбор почты (срочно/не срочно) |
1000 - 1020 |
20 минут |
Телефонный звонок ( подтверждение встречи) |
1020 - 1030 |
10 минут |
Подготовка документов для встречи с партнерами |
1030 - 1200 |
1 час 30 минут |
Делегирование подчиненным работ по новому проекту |
1200 - 1320 |
1час 20 минут |
Обеденный перерыв |
1320 - 1400 |
40 минут |
Дорога |
1400 - 1420 |
20 минут |
Переговоры с партнерами по созданию окончательного варианта контракта |
1420 – 1540 |
1 час 20 минут |
Дорога |
1540 - 1625 |
45 минут |
Подготовка доклада |
1625 - 1700 |
35 минут |
Доклад руководству о прошедшей встрече |
1700 - 1725 |
25 минут |
Ответ на письма |
1725 - 1800 |
35 минут |