Алгоритмы формирования процедур управления.
Другой элемент аналитической концепции решения ситуационных задач управления – методы формирования процедур решения проблемных ситуаций. Обычно выделяют два наиболее характерных подхода.
Первый подход предлагает следующую процедурную схему: получение и подготовка данных, формулировка проблемной ситуации, постановка задачи, разработка модели и метода решения, разработка альтернатив, прогноз и оценка, определение критериев выбора, выбор, оформление решения. Логически эта схема не имеет недостатков, однако она остается лишь общим алгоритмом решения проблемы до тех пор, пока отсутствует механизм связи характеристик ситуаций (проблем) с разработкой моделей их разрешения, видов процедур, используемых при их построении критериев и т.д.
Другая рассматриваемая блок-схема состоит из 12 этапов: 1) обнаружение проблемной ситуации; 2) постановка задачи; 3) подготовка к принятию решения; 4) разработка альтернатив; 5) выбор лучшей альтернативы; 6) принятие решения по подготовке реализации программы действия; 7) согласование решения; 8) утверждение решения; 9) подготовка системы к реализации решения; 10) подготовка программ реализации решения; 11) управление реализацией решения; 12) оценка эффективности решения.
Характерной особенностью приведенной выше схемы является возможность ее детализации в зависимости от ряда факторов, влияющих на процедуру решения проблемы (появление новых проблем, введение новых критериев, учет уровня знаний руководителя и т.д.). Эта схема показывает, что процедура включает не одно, а целый комплекс взаимосвязанных решений подчиненных главной задаче – разрешению проблемной ситуации. Вместе с тем некоторые этапы реальных процедур, связь признаков возникающих ситуаций с формой процедуры и ряд других вопросов не отражены в схеме.
Таким образом, несмотря на то, что алгоритмические схемы процедур решения ситуационных задач разработаны достаточно хорошо, они не связаны с характеристиками управленческих ситуаций, циклами управления, его информационной базой.
ИСТОЧНИКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПРАВЛЕНИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ