Планирование развития потенциала предприятия
Важнейшая задача стратегического планирования в условиях рынка - обеспечить предприятию (фирме) возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем использования самых эффективных средств. Те предприятия и компании, которые планируют и поддерживают высокий потенциал своего развития, как показывает опыт зарубежных стран, устойчиво оказываются сильными, прибыльными и уважаемыми в мировом деловом сообществе. Чтобы фирма могла установить собственный долгосрочный конкурентный цикл развития, она должна расти быстрее, чем повышается потенциал ее основных конкурентов.
Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность пока
зателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возмож
ности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие произв
одственные резервы, которые могут быть использованы в экономическо
й деятельности
. Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты вся кой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всей организации.
Однако ограничительное воздействие определенных пределов на целенаправленное развитие систем или индивидов, как показал в своих работах Р. Л. Акофф, может быть отодвинуто несколько дальше изменением желаний или технических возможностей, которые раздвигают пределы необходимых усовершенствований. Ограниченные ресурсы ставят свои пределы только тогда, когда предстоит делать что-то такое, для чего требуется больше, чем доступно, этих ресурсов, а именно их и нет в достаточном количестве, а также нет подходящих заменителей. Ограниченный ресурс перестает быть таковым, если потребность в нем уменьшается или если научиться его использовать с большей эффективностью. Из этого вытекает, что развиваться должны прежде всего сами люди — основной потенциал любой системы. Чем больше развита личность или система, тем меньше они ограничены ресурсами, тем выше их совокупный потенциал. Ограничение роста потенциала предприятия (фирмы) обычно заложено в их окружении, но главные ограничения их долгосрочного экономического» развития содержатся в них самих. Если выразиться иначе, то главные; пределы роста экзогенные, или внешние, лежат вне системы, а главные пределы развития — эндогенные, или внутренние, заложены в ней самой.
Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности производимых работ и услуг, существующего положения на рынке и предстоящих целей, например, выйти в лидеры, закрепиться среди конкурентов, избежать банкротства и т.п.
В современных рыночных отношениях все экономические ресурсы, составляющие основу развития потенциала любого предприятия или организации, как общепринято, подразделяются на две большие категории — материальные и людские и четыре основных вида земля, труд, капитал и предпринимательские способности.
Земля, или природные ресурсы, объединяет все вещественные факторы, которые природа предоставляет людям в виде полезных ископаемых, земельных угодий, лесных массивов, запасов воды, воздуха, тепла и др. Природные ресурсы играют важную экономическую роль в жизни людей, закладывают основы развития человека и производства, способствуют росту личного и национального богатства.
Труд, или трудовые ресурсы, характеризует совокупность умственных и физических способностей человека, необходимых для производства материальных благ. В общем виде любой труд или способность к труду можно охарактеризовать количеством трудоспособных работников, уровнем их профессиональной подготовки и квалификации, трудовой отдачей персонала и многими другими экономическими показателями. В конкретных условиях производства всякий процесс труда может быть определен величиной затрат и результатов, трудоемкостью продукции, интенсивностью труда, его продуктивностью, затратами на содержание персонала, заработной платой работников и т.д.
Капитал, или инвестиционные ресурсы, определяет весь запас накопленных материальных средств: производственное оборудование, технологическая оснастка и инструменты, объем сырья и материалов, используемых в процессе изготовления товаров и выполнения услуг. Деньги в рыночной экономике не относятся к капитальным ресурсам, так как сами по себе они не производят продукции, хотя и приносят многим их обладателям большое богатство.
Предпринимательские, или творческие, способности человека проявляются в умении открыть свое дело (бизнес), организовать новые научные, технические, коммерческие либо иные инновационные проекты, а также в рациональном использовании труда, земли, капитала и других экономических ресурсов. Способности человека к предпринимательской деятельности в реальной жизни еще больше ограничены, чем все остальные экономические ресурсы в природе. Именно из-за большой редкости предпринимательских, творческих способностей людей за их использование обществу приходится платить значительно выше по сравнению с другими производственными ресурсами. Однако в большинстве случаев проявление предпринимательских способностей человека вполне себя оправдывает получением того совокупного дохода, который они производят своей созидательной инициативой, новаторским подходом, организаторской деятельностью, управленческими действиями и т.д. В то же время предпринимательство, как подтверждает мировой опыт рыночных отношений, всегда связано с определенным риском. По заключению К. Р. Макконелла, в капиталистической или рыночной системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждением за затраченные ресурсы, время, усилия и способности могут оказаться заманчивые доходы (прибыль) или непредвиденные убытки (потери) и в конце концов — банкротство. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами — своими собственными и всех остальных акционеров.