Наименование основных целей
Оценка цели
Ранг
%
1. Прибыльность
1
89
2. Рост
2
82
3. Доля рынка
3
66
4. Социальная ответственность
4
65
5. Благосостояние работников
5
62
6. Качество продукции и услуг
6
60
7. Научные исследования и разработки
7
54
8. Диверсификация
12
31
9. Производительность
8
50
10. Финансовая стабильность
9
49
11. Ресурсное обеспечение
10
39
12. Развитие системы менеджмента
11
35
13. Превращение в международную компанию
13
29
14. Консолидация
15
17
15. Прочие цели
14
18
Приведенные данные о ранжировании основных целей показывают, что и на американских, и на российских предприятиях в рыночных отношениях получение прибыли стало наиболее приоритетной задачей. Она служит важным условием достижения всех других целей, которые выдвигаются на первый план в разные периоды деятельности предприятий. Вместе с тем прибыль не должна заслонять собой многие другие цели развития или деятельности фирмы. Ведь еще Г. Форд заметил, когда главной целью предприятия является получение прибыли, а не производство полезных изделий, мы имеем дело с извращением его деятельности.
Выбор цели и стратегии развития предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров в свободных рыночных отношениях. При долгосрочном планировании предприятие может также использовать такие известные стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок,
сокращение издержек, изменение цен
и все остальные функциональные или целевые стратегии (маркетинговую, производственную, финансовую, конкурентную и т.д.). На российских предприятиях широкое распространение имеет стратегия выживания, на зарубежных — завоевание лидерства на рынке и др. Каждое предприятие в ходе перспективного планирования должно само выбрать наилучшую стратегию развития или роста с учетом его реальных возможностей и достигнутых результатов на данном этапе экономической деятельности.