Модель процессно-ориентированного управления предприятием
2) Административно-управленческие – служат для управления указанными выше процессами.
3) Относящиеся к сложным проблемам – имеют ключевой стратегический характер, в частности процессы роста и диверсификации производства, распределения ресурсов. Под проблемой в данном случае понимается материальное содержание подлежащего решению вопроса, которое определяет специфику протекания процесса.
4) Метапроцессы – категория более высокого порядка, включающая, например, обучение, разрешение конфликтов, коммуникации.
Выделенные типы бизнес-процессов разделим на основные и вспомогательные[24].
Основные бизнес-процессы – это процессы, создающие новое качество для клиента или субъекта бизнес-системы. Они имеют[25] следующие характерные черты:
§ Внешний потребитель стоит в начале и в конце процесса;
§ Результаты этих процессов оказывают большое влияние на удовлетворенность потребителя и успех организации;
§ Потребитель готов платить за результат процесса.
Основными являются, например, бизнес-процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка продукции, закупки, производство продукции, продажа готовой продукции и др.
Вспомогательные бизнес-процессы – это процессы, имеющие только внутренних потребителей и формирующие инфраструктуру организации, т.е., по сути дела, они являются поддерживающими для основных процессов. Вспомогательные бизнес-процессы отражают конкретные функции бизнес-системы.
Зарубежные авторы большое внимание уделяют вскрытию и описанию характерных для многих предприятий основных бизнес-процессов. Анализ ряда зарубежных исследований[26], а также немногочисленных отечественных исследований[27] позволяет выделить следующие ключевые бизнес-процессы для большинства производственных и коммерческих бизнес-систем:
1. Управленческие процессы:
стратегического управления;
планирования и организации;
внешних связей.
оперативного управления.
2. Рабочие процессы:
обработки заказов;
продвижения и развития продукции и услуг;
выполнения заказа (оказание услуги);
дальнейшего сопровождение и обслуживание клиента.
3. Поддерживающие процессы:
управления человеческими ресурсами;
управления финансами;
управление информационными потоками;
маркетинг;
технологическая поддержка.
Определим три класса бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения (табл.3.1.).
Таблица 3.1.
Классы бизнес-процессов, в зависимости от их внутреннего наполнения
Бизнес-процессы |
Свойства |
1. Ориентированные на виды деятельности |
определяются уникальной последовательностью видов деятельности; деятельность в рамках процесса заканчивается при достижении соответствующей цели. |
2. Ориентированные на цели |
не определяются уникальной последовательностью видов деятельности; деятельность в рамках процесса заканчивается при достижении соответствующей цели. |
3. Ориентированные на знания |
не определяются уникальной последовательностью видов деятельности; завершение деятельности в рамках процесса не определяется достижением соответствующей цели. |
На данном этапе спецификация бизнес-процессов представляет описание будущего образа бизнес-системы. Она должна:
§ Идентифицировать и называть бизнес-процессы предприятия.
§ Определять измеримые свойства и цели каждого процесса: цена, качество, жизненный цикл, время и удовлетворение пользователя. Все цели должны быть соотнесены со стратегией.