Целевое развитие бизнес-системы
Понятие целевого развития бизнес-системы непосредственно связано с пониманием развития бизнес-системы во времени. Как правило, под развитием бизнес-системы понимается последовательное изменение состояний системы по отношению к некоторому зафиксированному моменту времени.
Некоторые авторы[11] используют понятие «организационное развитие», для обоснования методологии внутрифирменных изменений, конкретизируя его до «организационного инжиниринга» и «реинжиниринга бизнес-процессов».
Однако, по нашему мнению, понятие «развитие бизнес-системы» объединяет в себе широкий комплекс мер по достижению бизнес-системой определенного целевого состояния.
|
В этой связи предлагается выделять понятие «целевое развитие бизнес-системы», под которым понимается реализация комплекса взаимосвязанных исследовательских и прикладных задач, направленных на создание или изменение текущей структуры бизнес-системы через согласование входящих в нее элементов: целей, субъектов, информационных и материальных потоков, ресурсов и бизнес-процессов.
Рассмотрим структуру понятия «целевое развитие бизнес-системы» (рис. 2.4), выделив следующие три направления развития бизнес-системы.
1. Создание бизнес-системы (инжиниринг бизнеса) – проектирование и реализация элементов бизнес-системы на начальном этапе развития предприятия.
2. Радикальное изменение бизнес-системы (реинжиниринг бизнес-процессов) – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих показателях деятельности бизнес-системы[12].
3. Совершенствование бизнес-системы – изменение и модернизация составных частей бизнес-системы, не требующая радикальных мер.
Реально апробированные концепции изменений на предприятии основаны на взаимосвязи процессов управления и соответствующей структуры бизнес-системы. Среди них наиболее известными подходами к реализации развития бизнес-систем являются:
1. Маркетинговое управление
[13]. Основная идея маркетингового управления как системного подхода к планированию и внедрению изменений состоит в приоритете рыночных взаимодействий над внутрифирменными.
2. Концепция наращивания потенциала
[14]. В рамках данной концепции каждое вводимое изменение должно быть направлено на усиление определенного фактора потенциала предприятия. В качестве главных факторов потенциала выделяются: система управления; финансы; персонал; стиль руководства; маркетинг; товар (услуга); производство; сбыт; поставки; эксклюзивные возможности и общая эффективность.
3. Всеобщее управление качеством (
TQM
–
Total
quality
management
)
[15]. В основе концепции лежит идея управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих потребностей потребителя, как самого важного звена производственной линии.
Основой реализации рассматриваемой технологии изменений, как видно на рис.2.5., являются две взаимосвязанные составляющие управления фирмой[16].