Какие бывают цены?
В политэкономии цена - это денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени. (Здесь и далее определения, касающиеся цен, даны на основании следующих источников: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М., 1980. - Т. 4; Экспортноимпортньй словарь. - М., 1954. - Т. 3.). Однако в практике внешней торговли используют множество видов цен, связанных с различными особенностями купли-продажи. Для обозначения этих цен существуют специальные прилагательные, употребление которых обязательно (иначе может возникнуть путаница, чреватая большими убытками).
Исходя из сказанного, цена может быть:
базисная, используемая для определения сорта или качества товара; ее согласуют на переговорах между продавцом и покупателем; она служит исходной для определения цены фактически поставленного товара, когда свойства последнего отличаются от оговоренных в контракте; при этом в контракте оговариваются скидки и надбавки, которые могут также зависеть и от конъюнктуры рынка;
купли / продажи (или фактурная), определяемая условиями поставки, обусловленными в контракте; для краткости фактурную цену снабжают еще одним указанием: "сиф", "фоб", "фор" и "франко":
сиф (стоимость, страховка, фрахт -- по-английски) означает, что продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно,
оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку и взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке, а покупатель берет на себя риск гибели или порчи после пересечения линии борта,
фоб (свободен на борту -- по-английски) означает, что продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до момента доставки товара на борт судна, а покупатель фрахтует судно, страхует груз и несет риск его гибели или повреждения; в США (и только в этой стране!) термин "фоб" имеет то же значение, что и "франко";
фор (свободен на рельсах - по-английски) означает то же самое, что и "франко-вагон", то есть что продавец должен за свой счет и риск отправить груз на железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все остальные расходы несет покупатель;
франко - условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить товар в определенное место за свой счет и риск, причем в цену включаются транспортные, страховые и таможенные расходы; могут быть условия "франко-завод поставщика" (или стоимость товара на месте производства без каких-либо надбавок, вызванных дальнейшей перевозкой, страховкой и т.д.), "франко-вагон (судно) станции (порта) отправления", "франко-грузовик", "франко-граница", "франко-вагон (судно) на станции (в порту) назначения.", "франко-склад", "франко-скважина", "франко-стройплощадка" и т.д.;
мировая, определяемая в зависимости от вида товара: по одним товарам (обычно сырьевым) - уровнем цен странэкспортеров или стран-импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов, а по готовым изделиям - ценами товаров ведущих в мире фирм, специализирующихся в производстве и экспорте продукции данного вида; цены эти также различаются в зависимости от того, оговорен ли платеж в свободно конвертируемой валюте или нет;
монопольная, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства; обычно монополии устанавливают возможно более высокие цены сбыта своих товаров и возможно более низкие цены на приобретаемые у других фирм товары;