Я - концепция
Типы защиты при различных видах самооценки.
Роль Индивид
Личность Человек Человек как организм
Человек как “Я” Человек как физическое тело
Индивидуальность
Индивид - это потенциальный человек, это единичное природное существо. Его свойства: рост, вес, голос, почерк, походка, мимика, жесты. Кроме того, он обладает такими свойствами, которые отличают его от других, и в разных социальных условиях они могут проявляться по-разному.
Личность - это особые качества, приобретаемые индивидом в обществе. Она может быть описана только в системе отношений, которая складывается между людьми. Из истории: личность - это “личина”, более обиходно в Греции - личность - это маска, которая надевалась актерами во время выступлений.
Роль - это необходимая, но недостаточная характеристика личности. Роль - это характеристика поведения человека. Роли могут приниматься чисто формально.
У каждого из нас есть свой неповторимый “Я”-образ, на основе которого он строит взаимоотношения. Каждый хочет, чтобы его понимали, но не каждый - чтобы его узнали.
Три стороны “Я”-образа:
1) Представление человека о его внешности, способностях, умении и соц. Значимости, т.е. результат познаваемого процесса человека;
2) Эмоциональная, т.е. наличие (отсутствие) самокритичности, самоуважения, себялюбия и самоуничижения;
3) Волевое начало, т.е. стремление завоевать симпатию, уважение, сохранить свой статус или остаться в тени (волевая сторона может быть активной или пассивной).
“Я” - концепция. Выступает итогом познания и оценки себя через отдельные “Я”-образы в условиях различного наполнения системы “Я”-другие.
Структура “Я”-концепции (“Я”-образ):
1. “Я” реальное
2. “Я” идеальное
3. “Я” конструктивное
4. “Я” зеркальное
Эти “Я” проявляются в 4-х модальностях:
1. “Я” физическое (рост, фигура и т.д.)
2. “Я” эмоциональное
3. “Я” умственное (2 и 3 - “Я” духовное (на сколько я доволен собой))
4. “Я” социальное
“Я” реальное - это “Я” настоящее, которое является синтезом установок, самовосприятия и самоотношения. Этот элемент отражает меру принятия себя в настоящем. Это степень самоуважения или неуважения к себя. Каждая установка включает три аспекта отношения: эмоциональный, поведенческий, познавательный. И они синтезируются в указанных на схеме 4-х модальностях самооценки. Физическое: рост, фигура, etc. Духовное: на сколько я доволен собой. Социальное: отношение к себе с т.з. места в системе общественных отношений и множества ролей, которые мы выполняем. Социальное “Я” в реальном “Я” определяет меру принятия себя через роли, субъектом которых является личность.
“Я” идеальное формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые бы индивид хотел бы видеть у себя или ролей, которые он хотел бы исполнять, причем это может быть только мечтой. Эти же установки “Я”-идеальное формирует по тем же модальностям, что и “Я”-реальное. Причем противоречия между “Я”-реальным и “Я”-идеальным составляет одно из важнейших условий саморазвития личности. “Я”-идеальное может подменять “Я”-реальное, и тогда человек живет иллюзией самолюбования. В других случаях “Я”-идеальное подминает под себя “Я”-реальное и тогда жизнь человека протекает в состоянии “гадкого утенка”.
Особую роль играет “Я”-конструктивное. В нем трансформируются те элементы “Я”-идеального, которые личность принимает и ставит для себя, как достигаемую реальность.
“Я”-зеркальное - это образ “Я”, который формируется в нас глазами других. Оно выполняет важную функцию самокоррекции всех наших притязаний и представлений человека о себе. Для самокритичного человека - этот механизм помогает удержать “Я”-реальное в адекватных пределах и остаться открытым новому опыту.