Компания как личность.
Раньше компания трактовалась как юридическое лицо. Она была ответственна за поступки, которые совершали ее служащие. Но как определить моральную ответственность? Обычно случается, что моральную ответственность несет человек. Ученые во главе с П. Френч представили компанию как самостоятельно функционирующего морального субъекта. В этой теории выражено следующее: теория строится на корпоративной внутренней структуре решений, под которой он понимает систему и набор процедур и правил в политике корпорации. Согласно этой теории мнение и действия отдельных служащих компании детерминированы и становятся выражением воли компании. Действия компании носят направленный характер, они похожи на поступки людей. И поэтому компанию можно считать ответственной за свои поступки. Противники как бы соглашаются, но надо ли это делать, т.к. по их мнению это снизит требования к самой личности.
Этика взаимоотношений между
государством и бизнесом
В настоящее время идут дискуссии о том, какие должны быть взаимоотношения между бизнесом и государством по 2-м вопросам:
1. границы ответственности бизнеса при решении социальных проблем;
2. границы вмешательства государства в дела бизнеса.
По 1-му вопросу в принципе проблема решена.
Основные составляющие отношений бизнеса и общества:
1. социальная ответственность основывается на большой власти, которой обладает бизнес, особенно в сферах занятости и охраны окружающей среды.
2. бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и представляет обществу сведения о своих действиях.
3. в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу (государству) решать его социальные проблемы.
4. социальные затраты и доходы должны быть подсчитаны и только после этого можно вынести решение о целесообразности деятельности.
5. потребитель должен оплачивать все расходы на производство продукции, оказание услуг, включая социальные расходы.
Функции государства по отношению к бизнесу:
1. государство является партнером и заказчиком. Это решает следующие проблемы:
- стимулирование эк. роста;
- организация и гос. поддержка (гос-во направляет развитие бизнеса);
- создание инфраструктуры (дороги, сооружения и т.д.);
- закупка промышленной продукции (экспорт и импорт);
2. сторожевой пес и регулировщик:
- регулирование конкуренции (и ограничение);
- регулирование интересов защиты общества;
3. сбор налогов:
- налоги с граждан;
- с предприятий и фирм;
- с продаж;
- НДС;
- акцизы;
- таможенные пошлины.
4. законы (конституция - основной закон)
Основные позиции влияния бизнеса на государство:
1. лобби - это группировки, оказывающие давление законодателей с тем, чтобы заставить их выступить в своих интересах;
2. комитеты по политическим действиям - это группировки, формируемые в соответствии с федеральными законами о выборах с целью сбора денег для кандидатов;
Джон Девьес (амер. специалист) считает, что государство оказывает более сильное давление на бизнес, чем бизнес на государство. Тогда оно должно играть определяющую роль в развитии общества, а бизнес должен служить инструментом в развитии общества.
Предложил систему партнерских отношений гос-ва и бизнеса. Эта система взята за основу взаимоотношений бизнеса и гос-ва:
1. решается (совместно) проблема трудовых ресурсов: должны быть решены условия оплаты, безработица, страхование здоровья, подготовка и переподготовка кадров, распределение трудовых ресурсов по регионам;
2. решение проблемы сырьевых ресурсов:
- экономия ресурсов;
- создание альтернативных источников сырья;
3. налогообложение: минимизация дестабилирующей роли налогов;