Практика этического анализа в бизнесе.
Классические теории при решении моральных дилемм
1. Контрактная теория ответственности.
Производитель и потребитель вступают постоянно между собой в контрактные отношения (явные ли неявные), согласно которому покупатель должен оплатить сразу и полностью свой товар.
Продавец (производитель) гарантирует покупателю качество товара, всю информацию о товаре (как позитивную, так и негативную), гарантирует не злоупотреблять доверием своего покупателя и при всем этом у покупателя остается полная свобода выбора. Продавец не обязан давить на покупателя. Если эти условия выполнены, то моральные обязательства в контракте считаются выполненными. Как только сделка свершилась, считается, что все товары переходят покупателю, и продавец за товар больше не отвечает. Эта теория имеет трудности, т.к. потребитель и производитель явно не встречаются.
2. Теория должной заботы.
Вступает в действие, как только сделка совершилась. Эта теория говорит, что продавец должен предпринять любые шаги, чтобы предотвратить любой вредный эффект от товара. Возникает версия, что за все платит производитель. Производитель остается ответственным перед покупателем за вредный эффект, даже если он вызван глупостью и т.д.
3. Теория социальной стоимости.
Производитель должен учитывать при производстве своего товара все затраты, связанные с разработкой, производством, сбытом, а также он должен учитывать и те последствия, которые могут быть связаны с небрежностью покупателя.
Возникает вопрос: согласится ли производитель производить такой товар, а покупатель - его покупать?
Если продавец будет учитывать все стоимости в своем товаре, то здесь нарушается принцип справедливости.
Эти теории носят общий характер и могут быть использованы при решении дилемм, в основе которых - общефилософские принципы.
В частных случаях необходимо учитывать специфику каждого случая.