Зарубежный опыт учета производственных запасов.
Продажа товаров - основной источник дохода розничной и оптовой торговли. В стоимостном выражении запасы товаров, предназначенные для продажи, составляют преобладающую часть активов торговой фирмы. Себестоимость реализованных товаров является самой значительной суммой в выручке, полученной от реализации, поскольку в таких фирмах товары постоянно покупаются и продаются. Эти расходы часто превышают уровень всех других затрат , вместе взятых.
На промышленных предприятиях выделяют три вида материальных запасов: сырье, полуфабрикаты (часто именуемые "незавершенное производство") и готовая для продажи продукция.
Активы предприятия можно разделить на две категории. Финансовые активы и активы, представляющие собой непотраченные расходы, которые не были приведены в соответствие с доходами. К этим активам относятся расходы, оплаченные авансом (расходы будущих периодов), материальные запасы, недвижимость, здания и оборудование, природные ресурсы и нематериальные активы.
Важной учетной проблемой, относящейся ко второму типу активов, является применение правила соответствия для определения прибыли, что предполагает необходимость ответить на два основных вопроса:
1) Какая часть активов фактически использована в данном отчетном периоде и должна быть отражена как затраты в Отчете о прибылях и убытках.
2) Какая часть активов является неиспользованной и должна быть показана в балансе в виде активов.
Товарные запасы включают в себя все товары, находящиеся во владении фирмы и предназначенные для продажи, в том числе и товары в пути. Товарные запасы относятся к оборотным средствам, так как считается, что в течении одного года они обычно трансформируются в денежную наличность.
Американский институт присяжных бухгалтеров отмечает, что “основной целью учета материальных запасов является точное определение прибыли путем сопоставления соответствующих издержек с доходами“. Заметим, что цель - наиболее точное определение прибыли, а не фактической стоимости материальных запасов. Эти две цели иногда не совместимы, особенно в том случае, когда цель определения прибыли имеет преимущественное значение по сравнению с отражением действительной (фактической) стоимости материальных запасов баланса.
Валовая прибыль от реализации, полученная в течении отчетного периода, подсчитывается путем вычитания себестоимости реализованных товаров из выручки от продаж за отчетный период. Величина себестоимости реализованной продукции определяется вычитанием стоимости запасов на конец отчетного периода из стоимости товаров для продажи. В связи с этим чем выше стоимость конечных запасов, тем ниже будет себестоимость реализованных товаров и соответственно выше валовая прибыль. И наоборот, чем меньше стоимость материальных запасов в конце отчетного периода, тем выше себестоимость реализованной продукции и ниже валовая прибыль. Таким образом, от величины стоимости конечных запасов зависит, какая часть себестоимости товаров для продажи будет вычтена из суммы нетто - реализации как ее себестоимость и какая часть будет перенесена на следующий отчетный период как начальные запасы.
Основной проблемой в разделении товаров, готовых к продаже, на реализованные и нереализованные является вопрос об отнесении затрат к нереализованной продукции, т. е. к конечным запасам. Это в свою очередь позволяет определить себестоимость реализованных товаров, так как если какая-нибудь часть стоимости товаров для продажи относится к конечным запасам, то остаток составляет себестоимость реализованных товаров.
По этой причине ошибка, допущенная в определении стоимости материальных запасов на конец отчетного периода, влечет за собой соответствующую ошибку в определении валовой и чистой прибыли в отчете о прибылях и убытках. Это также ведет к неправильному отражению в балансе активов и собственного капитала. Последствия завышения или занижения стоимости материальных запасов наглядно продемонстрированы на основе примеров, приведенных ниже. В каждом примере стоимость начальных запасов, нетто-покупок и товаров для продажи указаны правильно. Что касается стоимости конечных запасов, то в первом примере они отражены правильно, во втором - стоимость завышена на 6 000 долларов. Стоимость товаров для продажи равна 70 000 долларов. Разница в чистой прибыли связана с распределением 70 000 долларов. Между стоимостью конечных запасов и себестоимостью реализованных товаров.