Анализ рентабельности
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия. Динамика данных показателей приводится в табл.7 Приложения 3.
Коэффициент рентабельности активов
является показателем способности предприятия использовать оборотный и необоротный капитал. Он свидетельствует о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли. Этот показатель применяется для определения уровня конкурентоспособности предприятия (обычно он составляет 5 - 10%).
Так, значение коэффициента рентабельности активов в 1996г. составило 0,03 (или 3%), к концу 1997г. возросло до 0,07 (или 7%), т.е. в динамике уровень конкурентоспособности увеличился на 4%).
Коэффициент рентабельности реализации
показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции
Незначительное повышение этого показателя в 1997г. (0,05), по сравнению с предыдущим годом (0,04) свидетельствует о некотором снижении доли себестоимости продукции.
Коэффициент рентабельности собственного капиталахарактеризует эффективность использования собственных источников финансирования, т.е., сколько денежных единиц чистой прибыли получено предприятием на одну денежную единицу среднегодовой суммы собственного капитала.
Сравнивая значения показателей по годам, видим, что в 1997г. рентабельность снизилась с 1,65 до 1,24, т.е. каждая денежная единица, вложенная собственниками заработала 1,24 денежных единиц чистой прибыли.
Другим важным приемом анализа финансового состояния предприятия является оценка взаимозависимости рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов.
Для этого воспользуемся формулой Дюпона: РА = РР х ОА
, где
РА - рентабельность активов,
РР - рентабельность реализации,
ОА - оборачиваемость активов.
Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов.
Проанализируем данную взаимозависимость по артели старателей за 1997 год:
0,07 = 0,05 х 1,3.
Рентабельность активов можно увеличить за счет повышения уровня рентабельности реализации, скорости оборачиваемости, или обоих этих коэффициентов вместе.
Рентабельность реализации можно увеличить за счет:
* снижения расходов, используя более дешевое сырье и
материалы;
* увеличения производительности труда за счет автоматизации
производства.
После внедрения новой техники и технологии на перерабатывающей фабрике темпы роста объема реализованной продукции будут превышать темпы роста расходов.
Повышение скорости оборота активов может быть обеспечено посредством увеличения объема реализации при сохранении или уменьшении активов, например, за счет ускорения темпов оплаты дебиторской задолженности, снижения материально-производственных запасов.